Представьте себе: в зале сидит немецкий драматург Томас Мелле и, когда зрители, наконец, собираются, начинает читать лекцию по мотивам собственной книги. Пару лет назад он страдал биполярным расстройством и изливал все свои чувства на бумагу, написав бестселлер. Только на сцене не настоящий писатель, а андроид с торчащими из головы проводами. Пока Мелле в Мюнхене, его копия гастролирует, как клоны группы «Ласковый май», с той разницей, что только один робот обошелся создателям в 500 тысяч евро.

Спектакль «Зловещая долина» придумала европейская театральная компания Rimini Protokoll, а уж они умеют совмещать увлекательное шоу с рефлексией на тему бытия. Это самая ожидаемая премьера весны, уверен эксперт «Золотой маски» Антон Хитров.

Антон Хитров театральный критик «Ожидания самые высокие по двум причинам. Первая — Rimini Protokoll, самый интересный театральный коллектив в мире. Они обещают настоящего андроида, будут какие-то аттракционы и размышления о людях и андроидах в духе «Черного зеркала». Вторая причина — независимый продюсер Федор Елютин. Все проекты, которые он делает, хочется обсуждать. В этом сезоне ничего интереснее нам пока не обещали. Я не знаю, остались ли билеты, но если еще остались, то я очень рекомендую покупать всем, даже тем, кому театр не интересен в принципе».

Спектакль идет около часа, лекция на английском, к услугам тех, кто его не знает, наушник с переводом. В отличие от других спектаклей Rimini Protokoll, где зритель обычно принимает самое активное участие в действии, тут делать ничего не нужно: сиди и смотри. Это самый классический спектакль из всех, что привозил в Москву импресарио Федор Елютин.

Федор Елютин импресарио «Зловещая долина» — это эффект восприятия человеком робота: когда он становится слишком похож на человека, нас начинает это пугать. Это очень сильный текст и крутая работа с точки зрения робототехники. Много времени и денег потратили, чтобы его анимировать. Это интересная тема — посидеть порефлексировать. Зритель должен почувствовать, может ли он сопереживать этой штуке на сцене. Верит он или не верит. Это неизбежное будущее, которое наступило: робот попросил актеров уйти со сцены».

«Зловещая долина», с одной стороны, про то, снятся ли андроидам электроовцы, а с другой — ловко и, возможно, даже не случайно рифмуется с главным сериалом последней недели: антологией «Любовь, смерть и роботы» от Netflix. Даже тема, если подумать, одна. Скажем, Томас Мелле рано или поздно состарится и умрет, а его копия — навсегда.