Обзор инопрессы. Кто станет настоящим преемником Назарбаева?
Касым-Жомарт Токаев пробудет на посту президента до 2020 года, однако потом страну ждут новые выборы. Ответ на вопрос о преемнике ищет международная пресса
Читать на полной версииИнтерес крупнейших мировых изданий к политической сенсации в Центральной Азии не стихает: статьи ушли с передовиц, зато появилась аналитика. Тему подробно освещают СМИ даже в сравнительно изолированных странах, предпочитающих избегать участия в глобальной геополитике.
Подробную статью под заголовком «Действительно ли это конец эры Назарбаева?» публикует японский портал The Diplomat. «Контролируемая передача власти в Казахстане готовилась уже несколько лет. Как будет выглядеть этот процесс?» — задается вопросом обозреватель.
В статье говорится, что появления полноценного преемника можно ждать и до 2020 года — досрочные выборы Казахстану не в новинку. Что касается игроков, главным кандидатом на пост долгосрочного лидера японские журналисты считают Даригу Нурсултановну Назарбаеву. Наблюдатели давно называли ее потенциальным преемником, а с отставкой отца она стала спикером парламента страны — это второй пост после президента.
«Другие продолжат погружаться в кремлинологический анализ непрозрачной элиты Казахстана, но вот моя ставка: никаких больших сюрпризов, никаких внешних игроков, никакого реального выбора для народа страны», — заключает обозреватель The Diplomat.
Уверенно возражает японскому изданию американская The Washington Post. Газета публикует материал о трех трендах в политике Казахстана, за которыми следует наблюдать.
Заголовок первого пункта: «Назарбаев обещал контролируемую преемственность. У него может не выйти». Автор материала, профессор политологии Университета Джорджа Мейсона в Вашингтоне Эрик Макглинчи приводит два основных аргумента. Во-первых, Назарбаев известен большими обещаниями, не все из которых сбывались.
Во-вторых, не многим постсоветским лидерам удавалась контролируемая передача власти. В статье приводятся примеры Бориса Ельцина и президента Азербайджана Гейдара Алиева. А вот в таких странах, как Грузия и Украина, план провалился: электоральные победы Михаила Саакашвили и Виктора Ющенко произошли вопреки желаниям их предшественников.
Наконец, нельзя гарантировать, что преемственность будет поддерживать сам преемник. Когда в 2017 году киргизский лидер Алмазбек Атамбаев обеспечил своему премьер-министру Сооронбаю Жеенбекову победу на президентских выборах, тот вскоре начал политическое устранение и уголовное преследование приближенных и лоялистов своего предшественника.
Другими ключевыми трендами в Казахстане WP называет сохранение близкого партнерства страны с Россией и, главное, с Китаем, а также понижение роли страны в Центральной Азии.
Наконец, многие сомневаются, что отставку Назарбаева стоит воспринимать как смену государственного лидера. Как напоминает корреспондент BBC в Москве Стив Розенберг, Назарбаев сохраняет титул лидера нации и остается главой Совбеза страны и правящей партии. Кроме того, его дочь становится спикером парламента, а столица Казахстана теперь носит имя как бы ушедшего лидера.