Банки сокращают число своих офисов
Представители российского банковского сектора объясняют это переходом банковских услуг в онлайн-сферу, и это общемировой тренд
Читать на полной версииУже 22% российских банков и финансовых организаций заявили, что планируют в ближайшие два-три года сократить количество своих представительств. Причина — рост потребления банковских услуг онлайн, объясняют банкиры.
Физическими офисами, по словам участников рынка, сейчас пользуется меньше половины клиентов, 40%, и их число будет постоянно уменьшаться. Закрытие банковских офисов — тренд общемировой и продолжается несколько лет, говорит советник председателя совета ассоциации банков «Россия» Олег Иванов.
Олег Иванов советник председателя совета ассоциации банков «Россия» «На ведущих западных рынках и в Европе, и в Америке количество офисов существенно сокращается. Более того, эти банковские офисы приобретают новые качества. Наиболее инновационные и смелые банки превращают их чуть ли не в кафе или в клубы по интересам. Если мы говорим о крупнейших городах, городах-миллионниках, об областных центрах, то это правильная тенденция. Однако порядка 40% банковских клиентов живут не столько на селе, а в районных центрах, в небольших населенных пунктах. И несмотря на то, что вроде бы в этих районных центрах наиболее оптимальным является дистанционный способ обслуживания, однако среди этой категории банковских клиентов идея, связанная с дистанционным получением банковских услуг, еще не укоренилась, поэтому те банки, которые работают в регионах, наоборот, продолжают отмечать готовность и желание клиентов обслуживаться именно в банковских офисах».
По словам экспертов, распределение банковских офисов по России крайне неравномерно. Есть регионы, в которых путь до ближайшего банка может составлять несколько часов, и там офисы не сокращают. Кроме того, пока довольно велика доля людей, не готовых массово уходить в онлайн, говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский:
— В принципе, офисы нужны только наиболее консервативной части населения либо для проведения каких-то более сложных сделок, например ипотечных. Полностью провести ипотечную сделку в удаленном формате, по-моему, сейчас нереально. Все равно требуются какие-то документы, подписи и так далее. А большинство сервисов опять-таки сейчас в электронном виде, и тенденция идет к тому, что их будет все больше. А офисы — это аренда, это зарплата персонала. Люди стараются сократить свои затраты. Офисы нужны в том случае, когда надо привлекать вклады, потому что у нас вкладчики преимущественно люди старшего и пожилого возраста. Они предпочитают все-таки прийти в банк с вывеской.
— А как быть с сотрудниками банка? Получается, что кто-то из них теряет работу?
— Да, это значит, что часть людей потеряет работу. Касаемо, например, розничных банков можно наблюдать, что в кризисные моменты для нашей экономики проводились массовые сокращения банковского персонала, в первую очередь линейного персонала. Соответственно, все это выплескивалось на рынок труда. То есть эта тенденция, может быть, не очень приятная, не очень социально ориентированная, но она есть, и от этого никуда не деться.
Тем не менее пока только 19% россиян говорят, что не считают нужным посещать банковский офис и решают все вопросы удаленно, онлайн. Это данные опроса, который провели Аналитический центр НАФИ, Российский микрофинансовый центр и Фонд Citi. Остальные с разной степенью регулярности офисы посещают. Поводы для визита: внесение обязательных платежей, получение справок и выписок, денежные переводы.