Инвесторы требуют компенсации с Danske Bank. Что может скрываться за иском?
Инвесторы, понесшие убытки из-за скандала с отмыванием средств в эстонском подразделении банка, хотят получить 475 млн долларов в качестве возмещения ущерба. Может ли сложная тактика давления на банки применяться ради получения выгоды в суде?
Читать на полной версииГруппа инвесторов из 19 стран хочет в суде взыскать с Danske Bank 475 млн долларов в качестве возмещения ущерба. Инвесторы понесли значительные убытки из-за скандала с отмыванием средств в эстонском подразделении банка. В прошлом году Danske Bank признался в отмывании 234 млрд долларов из России, после чего его акции обвалились в два раза.
Компенсацию намерены получить институциональные инвесторы, в числе которых государственные пенсионные фонды, правительственные организации и управляющие активами из Европы, Азии, Австралии и Северной Америки. И это лишь вершина айсберга. Если 19 инвесторов дошли до суда и требуют 475 млн долларов, то суммарно количество инвесторов фактически на порядок больше. Это в том числе крупнейшие пенсионные фонды мира, они потеряли почти 9 млрд долларов после разоблачений Danske Bank.
Как позже писал The Wall Street Journal, все началось с того, что один из трейдеров случайно обнаружил: компания с миллионным оборотом по счету в Danske Bank сдавала нулевую отчетность в Великобритании. Позже он проверил полтора десятка компаний, и с ними оказалась такая же ситуация. Трейдер начал бить тревогу и указывать руководству на системный приток сомнительных денег в эстонское подразделение из России. После того как началось внутреннее расследование, информация просочилась в СМИ. В итоге банк признал свою вину.
Фактически инвесторы требуют компенсацию за действия менеджмента, которые привели к огромному ущербу, говорит инвестбанкир, финансист Александр Просвиряков.
Александр Просвиряков инвестбанкир, финансист «Виноватые лица будут определены, по крайней мере, круг этих лиц будет определен. Какие штрафы понесет сам банк и какое наказание понесут исполнители, то есть реально виновные люди, стоит определить суду и регулятору в конечной инстанции, потому что регулятор тоже может наложить свой штраф. Как мы видели, больше всего штрафов налагают американские регуляторы, они имеют право это делать, потому что любой из крупных банков использует доллары. Американский закон подразумевает наказание любого субъекта, оперирующего долларами, как подотчетного своей юрисдикции. Я думаю, что штрафы будут достаточно большие».
На этом фоне интересно выглядит ситуация с публикацией расследования про офшорную сеть «Тройки Диалог». И уже на следующий день Браудер подает в Австрии иск против Raiffeisen Bank. Очередное разоблачение отмывания российских денег — и обвал котировок европейского банка.
Все это уже стало устоявшимся явлением. Может ли сложная тактика давления на банки применяться ради получения выгоды в суде?
Danske Bank сам признал вину. Возможно, на фоне скандалов с латвийскими банками и опять же российскими деньгами. Скорее всего, отсутствие приговоров — вопрос времени: власти Дании, Франции, Эстонии, Великобритании и США уже проводят собственные расследования в отношении Danske Bank. Получается, банк еще может серьезно поплатиться за связь с сомнительными деньгами из России.