Военные заводы помогут попавшим под санкции «Роснефти» и «Газпрому». Такая возможность обсуждалась в начале февраля, когда вице-премьеры Юрий Борисов и Дмитрий Козак провели совещание с представителями оборонных предприятий и энергетических госкомпаний, передает РБК.

И предприятия ТЭКа, и ОПК оказались в сложной ситуации, напомнил собравшимся Борисов. Западные страны запретили поставлять оборудование для российских нефтегазовых проектов на арктическом шельфе и для добычи сланцевой нефти, а у военных заводов скоро начнут снижаться заказы со стороны государства, так что президент еще три года назад поручил им увеличить долю гражданской продукции.

Но у нефтяников и газовиков огромные инвестпрограммы, и оборонка может переориентироваться на этот рынок, сказал вице-премьер. Предприятия ТЭКа получат свободу действий на фоне санкций и, как выразился Борисов, «смогут поплевывать на американцев».

В последние годы СССР оборонные предприятия заставляли выпускать гражданскую продукцию, напоминает военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Алексей Леонков военный эксперт журнала «Арсенал Отечества» «Во времена Советского Союза слово «диверсификация» поняли буквально, и наши оборонные заводы начали выпускать так называемую гражданскую продукцию. То есть делали ракеты — стали делать кастрюльки. Было такое выражение в 90-е годы. Конечно, это очень больно ударило по оборонно-промышленному комплексу и привело в итоге к тому, что и кастрюли никому не нужны были, да и с ракетами были проблемы. Я говорю утрированно. Нынешняя же программа диверсификации предполагает совершенно обратное: эта диверсификация не должна проходить в ущерб выпуску оборонной [продукции] или продукции военного назначения, поэтому сейчас это идет другими методами. То есть при оборонных предприятиях, которые есть, создаются те или иные производства, или эти предприятия имеют подобного рода производства. Например, у предприятий, выпускающих авиационную продукцию, есть как продукция военного, так и гражданского назначения. Например, фирма «Ильюшин» может выпускать транспортные самолеты военного назначения, те же самолеты выпускает гражданского назначения. То же самое делают, например, вертолетные предприятия».

Санкции не позволяют российским нефтегазодобывающим компаниям закупать оборудование, которого у России нет. В частности, речь идет о работе на арктическом шельфе.

Смогут ли предприятия ОПК освоить выпуск такого оборудования? Отвечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

Андрей Фролов научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» «Здесь, наверное, нефтяная промышленность — это не только шельф. Это еще много других каких-то объектов инфраструктуры, которые тоже в какой-то степени оснащаются западным оборудованием. И тут как раз для нашей оборонки потенциально открывается некое окно возможностей. Насколько я знаю, в общем-то, эти работы велись либо в инициативном порядке, либо по взаимному интересу еще даже до всей этой санкционной истории. То есть ряд наших предприятий какие-то заказы для нефтегазового сектора вели, поэтому банально то же программное обеспечение. Здесь, повторюсь, есть определенные возможности. Но возникает два вопроса. Первый: кто будет инвестором, кто будет финансировать эти разработки, потому что все-таки у оборонно-промышленного комплекса свободных средств не так много. По тому же гособоронзаказу, который, как мы знаем, ограничен в рентабельности, много свободных средств не получить, свободный поток. То есть должен быть инвестор. Это первая проблема, первый вызов. Второй вызов: насколько конкретное предприятие может выполнить не опытный какой-то образец, а все делать изделия для нефтегазового сектора с теми характеристиками и по той цене, которая нужна нефтегазовому сектору. Вопрос открытый».

На совещании в правительстве обсуждалась также идея привлечь к финансированию заказов нефтяников и газовиков госбанки. Минэнерго провело предварительные переговоры с банками о том, что они будут кредитовать предприятия ОПК под ставку ниже на 1-2 процентных пункта от текущей.