Суть российской газификации с живыми примерами
До газификации всей страны осталось десять лет, заявил Миллер президенту. Сейчас регионы газифицированы меньше чем на 70%, хотя масштабная программа «Газпрома» действует еще с середины нулевых. Почему так долго?
Читать на полной версииСергей, житель одного из подмосковных поселков, провел к себе газ еще в 90-х годах. Тогда и поселка никакого не было — чистое поле, где предприятие выделило сотрудникам землю под застройку. Все делали сами, вспоминает Сергей. Плоды труда достались «Газпрому».
«Сами выкопали траншею, сами оплатили трубы, оплатили работу, пуск, наладку, ввод в дом. Ну абсолютно все, 100%. И потом в благодарность государству и «Газпрому» за это мы им бесплатно подарили все нами сделанное».
Конечно, «Газпром» не имеет права по закону подарить гражданам трубу, за которую они заплатили. Но это не мешает, а скорее помогает каждый раз брать деньги. Причем стоит все это удовольствие, включая проект, работы, врезку и так далее, очень недешево.
Сергей в очередной раз испытал это на себе в новое время. Четыре года назад в этом же поселке построился его сын, и ему понадобилось подключиться к трубе, которую когда-то проводил отец.
«Случилось так, что в 2015 году на соседнем участке мой сын строил дом, и ему нужно было осуществить подключение к нашей трубе, которая вскоре стала трубой «Газпрома». Так вот эта труба стояла от его дома на расстоянии семь метров, он заплатил 350 тысяч рублей в 2015 году за то, чтобы ему вот эти семь метров спроектировали, проложили и врезали».
«Газпром» проводит масштабную программу газификации городов и сел с середины нулевых годов. Тогда уровень этой газификации составлял примерно 50%. Актуальная цифра от главы компании Алексея Миллера на 1 января 2019-го года — 68,6%.
В этом году уровень планируется повысить на процент, но в дальнейшем темпы можно ускорить, сообщил глава «Газпрома» на встрече с президентом, а за десять лет газификация завершится. Правда, во все населенные пункты газ по трубам все равно не придет, где-то его заменит пропан-бутан, СПГ. Но можно будет сказать, что вопрос решен.
С этой точки зрения он решен и в другом поселке, где живет Леся. Когда-то это было Подмосковье, сейчас Новая Москва. В деревне трубы есть на всех улицах, кроме ее. Леся написала заявление в «Мосгаз», прождала год. Потом пришел ответ.
«В итоге получила коммерческое предложение на 9 млн рублей. Мне предложили за мой счет провести трубу по всей нашей улице, и это будет стоить 9 млн. Труба остается в собственности «Мосгаза», то есть «Мосгаз» имеет в дальнейшем право давать разрешение другим домам тоже подводить газ от этой трубы к своим домам».
Другим соседям тоже сделали коммерческое предложение: кому на 6 млн, кому на 9 млн, кому на 10 млн. Можно, конечно, скинуться, разделить сумму на всех. Но все равно это серьезные деньги, и не все согласились.
Поэтому улица продолжает отапливаться дорогим электричеством. Газ был бы, конечно, намного дешевле, внутренние цены у «Газпрома» очень низкие. В этом тоже можно прочесть аргумент, почему провести газ стоит долго и дорого. Жителям нужно очень сильно потратиться, зато потом будет дешево. Но поставщик газа особых прибылей от этого не получит, это ведь не «Северный поток» с миллиардами кубометров. В этом, собственно, и вся суть российской газификации.