Можно ли летать на Boeing 737 MAX до окончания расследования трагедии в Эфиопии?
Полеты на лайнерах этой модели приостановили еще несколько стран. В России эксплуатируются два Boeing 737 MAX 8. Росавиация сообщила, что направила в Boeing запрос по дальнейшей безопасной эксплуатации лайнера
Читать на полной версииРосавиация направила запросы Boeing и Федеральной авиационной администрации США в связи с крушением самолета Boeing 737 MAX 8 в Эфиопии. Сейчас в России эксплуатируются два лайнера данного типа, принадлежащие S7. В авиакомпании говорят, что пока не планируют приостанавливать полеты этих самолетов.
Между тем все больше стран отказываются от эксплуатации Boeing 737 MAX. К временному запрету на использование лайнера присоединились Австралия, Сингапур, Мексика и Аргентина. Ранее такое решение приняли власти Китая, Индонезии, Вьетнама, а также ряд африканских и центральноамериканских авиакомпаний.
В Boeing уже заявили, что обновят программное обеспечение самолетов 737 MAX. Разработка обновления должна завершиться не позднее апреля, уточнили в компании.
Помимо этого, необходимо будет внести изменения в руководство для обучения пилотов, в частности, касающиеся систем автоматического управления полетом. На вопросы об опыте пилотов отвечает эксперт по авиационной безопасности, летавший за штурвалом Boeing, Александр Романов:
— Индия предъявляет требования, чтобы пилот имел на этом типе авиалайнера налет не менее тысячи часов, а второй пилот — не менее 500 часов. Это может помочь ситуации?
— Чем больше опыт у пилота, тем надежнее сама система полета. Если пилот имеет налет больше 10 тысяч часов, то, вообще, как ученые говорят, у него появляется эффект птицы, он чувствует и полет, и самолет и может из любой ситуации посадить самолет, выправить его и справиться с ситуацией.
— Надо ли на время обновления прекращать полеты или все-таки можно совмещать, справляться с более опытными пилотами?
— Я думаю, если Boeing нашел понимание того, что происходит на самом деле с новой системой стабилизации полета, если он понял это и уверен в этом, он может дать рекомендации, чтобы эксплуатировать эти самолеты до дополнительных изменений и доработок. У него есть такое право, а эксплуатанты — государства и компании — вправе решать самостоятельно.
Это уже второе крушение 737 MAX менее чем за полгода. После первой аварии Boeing направила авиакомпаниям, эксплуатирующим такие самолеты, инструкции, что делать в ситуации аналогичной той, в которую попал лайнер индонезийской компании Lion Air. Так они подстраховались, однако до выяснения всех обстоятельств пока нельзя сделать вывод о том, что причина крушения та же, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «До тех пор, пока не будет опубликован окончательный итог о расследовании второго происшествия, некорректно говорить о том, что причины двух происшествий одни и те же. И, во-вторых, нельзя однозначно утверждать, что рекомендации, которые даст авиапроизводитель, гарантированно защитят перевозчиков от всех возможных проблем с этим самолетом. С точки зрения официального статуса для авиакомпаний стран, авиационные власти которых не сделали каких-то заявлений, этот самолет по документам абсолютно безопасен и может без ограничений продолжать эксплуатироваться. Сейчас авиаперевозчики должны в первую очередь быть уверены в том, что все пилоты ознакомлены с возможными проблемами, которые были обнаружены в ходе расследования первой катастрофы, и смогут адекватно отреагировать на ситуацию, если столкнутся с какой-то похожей проблемой. Но при этом авиакомпании могут принимать решения о приостановке эксплуатации этих самолетов до выяснения причин, что нужно дополнительно включить в программу подготовки летного состава».
Boeing 737 MAX 8 разбился 10 марта в Эфиопии вскоре после взлета. Погибли 157 человек. После катастрофы Китай, Индонезия и Вьетнам объявили о временном запрете на эксплуатацию этого самолета.
Модель 737 MAX 8 — это новейшее поколение самолетов Boeing. Эксплуатация воздушных судов этой серии началась менее двух лет назад. Это самый продаваемый самолет в истории компании.