Новый поворот в «американском деле» МТС: Гульнару Каримову в США обвинили во взятках и отмывании денег
Сумма отмытых денег внушительная — 865 млн долларов. Кроме Каримовой, такие же обвинения предъявлены Бехзоду Ахмедову, экс-главе «дочки» МТС в Узбекистане
Читать на полной версииДочь первого президента Узбекистана Ислама Каримова Гульнару Каримову обвинили в США во взятках и отмывании денег на сумму 865 млн долларов, а вместе с ней и экс-руководителя «дочки» российской компании «МТС» в Узбекистане Бехзода Ахмедова.
Прокуратура Нью-Йорка сообщает, что Ахмедов был организатором «крупной взяточнической схемы» с участием МТС и двух других телекоммуникационных компаний — VimpelCom и шведской Telia. Все три компании торгуются на американских фондовых биржах. США подозревают их во взятках структурам, связанным с Каримовой, за помощь при выходе на рынок Узбекистана.
На днях российская МТС договорилась с американскими властями пойти на мировую и выплатить штраф в размере 850 млн долларов. Три года назад мировую заключил VimpelCom на сумму почти 800 млн долларов.
Дело в отношении Гульнары Каримовой может дать новый повод для обвинения российских компаний, считает полномочный представитель Адвокатской палаты Европейского союза в России Александр Трещев:
Вашингтон начал расследование пять лет назад, когда Штаты узнали, что российские и шведские телекоммуникационные компании заплатили властям Узбекистана огромные взятки, в частности структурам, связанным с Гульнарой Каримовой.
Сама она сейчас отбывает срок сразу по нескольким коррупционным делам в родном Узбекистане. Суд в 2017 году приговорил ее к десяти годам заключения, но вскоре срок сократили вдвое, а Гульнару отправили отбывать наказание домой к ее дочери Иман.
Однако 5 марта Каримову снова отправили в колонию общего режима. Как сообщала прокуратура Узбекистана, за то, что она неоднократно нарушала режим домашнего заточения: самовольно покидала дом, принимала гостей, активно пользовалась телефоном и интернетом.
Но, как теперь выясняется, ее отправили в тюрьму по другим причинам. Вероятнее всего, в связи с новым поворотом в расследовании относительно узбекской «дочки» МТС, считает научный сотрудник Школы африканских и восточных исследований Университета Лондона Алишер Ильхамов:
Алишер Ильхамов научный сотрудник Школы африканских и восточных исследований Университета Лондона «Если она выйдет на свободу и выедет из страны, то начнет опять говорить, высказываться по поводу каких-то фигур. Ее коррупционные схемы были санкционированы целым рядом чиновников, включая нынешнего премьер-министра, и, видимо, Мирзиёев [Шавкат Мирзиёев, президент Узбекистана. — Business FM] тоже играл какую-то роль, как бы попустительствовал коррупционным процессам, взяточничеству и так далее. Эти соображения сейчас, на мой взгляд, лежат в основе, Штаты открыли новое дело по активам Гульнары, предъявили уголовное дело по факту отмывания денег, иск предъявляется уже самой Гульнаре. Плюс Бехзоду Ахмедову, который сейчас скрывается в России, он работал на местное отделение МТС, это новое обстоятельство возникает. Предыдущий иск, который департамент юстиции США предъявил по этим активам, это был гражданский иск, этот иск был против активов, не против людей. А сейчас они предъявляют иск уже против индивидуалов, и это будет уже криминальное, то есть уголовное дело. И возможно, что узбекские власти были осведомлены буквально несколькими днями ранее о том, что такое решение принято, такой иск предъявлен. Они, наверное, не хотят, чтобы Гульнара была экстрадирована в США и там заговорила, поэтому ее прячут обратно в тюрьму».
По словам эксперта, новое дело против Каримовой и бывшего руководителя узбекской «дочки» МТС вряд ли затронет российскую компанию, которая заключила с властями США мировую и заплатит штраф. Оно скорее бросает тень на узбекские власти. И не исключено, что вслед за этим появятся новые уголовные дела против отдельных представителей политической элиты Узбекистана.