Госдума в третьем чтении приняла закон о хостелах. Традиционный гостиничный бизнес документом доволен, а владельцы хостелов надеются выжить с помощью лазейки, найденной в тексте закона.

Документ прошел через Думу, впереди Совет Федерации и подпись президента. Некоторые владельцы хостелов надеются, что законопроект где-нибудь застрянет или как-нибудь изменится. Остальные думают, как работать в новых условиях. Лазейку уже нашли.

Перед вторым чтением из текста законопроекта, запрещающего устраивать гостиницы в жилых помещениях, исчезла формулировка «иные средства размещения». Иначе под запрет попадала бы и посуточная аренда квартир. Такое послабление приоткрывает окно возможностей для хостелов, говорит руководитель управляющей компании Hotel Consulting Роман Сабиржанов:

Роман Сабиржанов руководитель управляющей компании Hotel Consulting «Сейчас все хостелы и мини-отели в жилом фонде должны будут, скорее всего, поменять основной вид деятельности. Если раньше он был 55-й — деятельность гостиницы или ресторанов, то сейчас это будет, скорее всего, 68-й — сдача меблированных комнат».

Впрочем, мимикрировав под «меблированную комнату», хостел потеряет возможность прохождения специальной классификации, отсутствие которой не позволит официально регистрировать гостей. То есть как минимум иностранцев такой хостел принимать уже не сможет. Проблемы возникнут также с прохождением пожарных проверок и так далее.

Что будут делать владельцы таких хостелов? Снимать вывески и брать оплату наличными. Бюджет потеряет деньги — по оценкам правительства, 4 млрд рублей, рынок уйдет в тень, прогнозирует член правления и руководитель некоммерческого партнерства «Лига хостелов» по Санкт-Петербургу Алена Енова:

Алена Енова член правления и руководитель некоммерческого партнерства «Лига хостелов» по Санкт-Петербургу «По большому счету законопроекты должны существовать для того, чтобы обелять рынок и делать его более прозрачным. В данном случае это получилось с точностью до наоборот. Кто-то закроется, кто-то уйдет в тень, но в любом случае ничего хорошего для предпринимателей здесь нет. Те, кто всегда работал нелегально, особо сейчас не беспокоятся, а у тех, кто хотел отделить зерна от плевел, чтобы ночлежек и борделей, которые на себя натягивают вывеску «хостел» и «мини-отель», не было на рынке, не сильно хорошо получилось».

Ранее один из слушателей Business FM уже рассказывал, что в его доме в Москве прямо сейчас работает настоящий бордель, расположившийся в хостеле, который как раз отвечает всем требованиям нового закона: первый этаж, отдельный вход, нежилое помещение. Но бордель. Таким примерам представители большого гостиничного бизнеса тоже не рады, но к самому закону претензий нет, говорит президент компании ГОСТ Руслан Терекбаев:

Руслан Терекбаев президент компании ГОСТ «Это можно сравнить с похожей ситуацией, которая была со средствами торговли рядом с метро — временные киоски и прочие павильоны. На каком-то этапе общество нуждалось в таком решении, но на каком-то этапе это должно быть прекращено, и хостелы должны быть превращены в цивилизованную форму размещения туристов. Сейчас законодатель совершенно четко сказал: квартиры, в которых живут люди, — это не место для размещения туристов. Все, точка. Это совершенно правильное решение. Тут не может быть никаких компромиссов. Здесь надо отдать должное законодателю, мужеству тех людей, которые это сделали».

Депутаты останавливаться не намерены. Автор законопроекта Галина Хованская знает о лазейке об «иных средствах размещения», которая осталась в тексте, и уже заявила, что Дума собирается ликвидировать пробел другим законом.