Что стоит за новыми заявлениями Лукашенко?
Президент Белоруссии, в частности, заявил, что стране нужно налаживать отношения с НАТО, а также сделал выпад в адрес российских СМИ
Читать на полной версииНовые заявления Александра Лукашенко: евразийская интеграция пошла вспять, Белоруссии надо налаживать отношения с НАТО, а российские СМИ специально искажают слова белорусского президента. Якобы его рассуждения о переходе на единую валюту были преподнесены как согласие Минска на такой шаг.
Однако этого не было, утверждает Лукашенко. «Если тебе предложили единый рубль, тогда ты можешь или соглашаться, или отвергать это. Ни мне, ни Беларуси этого никто не предлагал», — цитирует его «БелТА».
Говоря о евразийской интеграции, Лукашенко вновь отметил, что белорусским компаниям создают барьеры и ограничения на российском рынке, а отсутствие конкретной работы по устранению этих проблем «прикрывается некой цифровой повесткой».
Что касается НАТО, Лукашенко напомнил, что три соседних с Белоруссией государства состоят в НАТО, а Украина «страстно, яростно стремится туда». «Поэтому следует налаживать взаимоуважительные отношения с НАТО, которые в итоге укрепляли бы безопасность нашей страны», — заявил он. Лукашенко добавил, что западный и восточный векторы белорусской внешней политики должны уравновешивать друг друга.
Что стоит за этими заявлениями белорусского президента? Комментирует политический обозреватель информационной компании «Белапан» Александр Класковский.
Александр Класковский политический обозреватель информационной компании «Белапан» «Я думаю, что белорусский официальный лидер, конечно, хотел бы по-прежнему, чтобы Минск, чтобы белорусская экономика получала выгодные условия, получала то, что называется льготами или преференциями, хотя в Минске это отрицают и говорят, что это элементарное выполнение наших интеграционных договоренностей. Но дело не в терминологии, а в том, что белорусское руководство в этом формате хотело бы, естественно, решить свои насущные вопросы, но вместе с тем не поступаться такими вещами, которые угрожают самой системе, полноте власти над страной. И вот эта коллизия, когда поставлен ребром вопрос продвинутой интеграции, после переговоров сначала в Москве в декабре, а потом в Сочи, по-моему, вылилась в решение Александра Лукашенко: все-таки лучше, мол, пожертвовать, в частности, этой компенсацией последствий налогового маневра в российской нефтяной отрасли, чем идти на те элементы продвинутой интеграции, которая не выгодна Минску. Скажем, единая валюта, понятно, ограничивает уже полномочия в финансовых вопросах. Это значит, большая часть власти над собственной экономикой уже как бы не совсем в твоих руках. Я думаю, что Лукашенко сделал выбор в пользу последней части этих преференций, но сохранения полной власти над страной».
Как будет реагировать Москва на новые обвинения со стороны Лукашенко? Отвечает эксперт по Белоруссии Дмитрий Болкунец.
Дмитрий Болкунец эксперт по Белоруссии «Это очередной шантаж со стороны Лукашенко и его попытка вытянуть из Москвы побольше ресурсов перед своими выборами. До этого у него не получилось добиться каких-то результатов в Сочи и на предыдущих встречах, и в данном случае Лукашенко ведет торг: если Россия ему откажет в поддержке на выборах и не предоставит ему какую-то финансовую помощь, то он якобы уйдет на Запад. Я думаю, что в Москве на это реагируют абсолютно спокойно, и на такого рода заявления уже, я думаю, серьезно никто не обращает внимания. Поэтому глобально все эти его заявления последних дней останутся без каких-то существенных комментариев, но в Москве сделают определенные выводы. Полагаю, это очень нужно будет Александру Григорьевичу постараться, чтобы добиться все-таки каких-то поблажек и получить то, что он просит. А он просит снижения цены на газ, компенсаций по нефтяному маневру, кредит новый запросил. Я думаю, что это не последний кредит, который он просит. Поэтому что-то он может получить, но не все, что запрашивает».
В Кремле прокомментировали еще одно заявление белорусского президента — о том, что он якобы предлагал полностью перейти на российский рубль во взаиморасчетах, но Москва ему отказала. «Я, честно говоря, первый раз об этом слышу. У меня такой информации нет», — сказал журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.