Обновлено 5 марта в 11:03

Поручение президента разобраться с «китовой тюрьмой» в Приморье не выполнено в срок. Это признал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Вопрос о судьбе десятков морских млекопитающих — косаток и белух, выловленных с нарушениями и содержащихся в плохих условиях недалеко от Находки, прозвучал в ходе ежедневного конференц-колла с журналистами. Песков не смог сообщить конкретики, поскольку, по его словам, «какое-то решение появится вечером, после окончания рабочего дня»:

— Ждем сегодня вечером, в конце рабочего дня информацию. Мы сами обратили внимание на то, что сегодня уже 4-е, уже созванивались с правительством, с теми, кто курирует этот вопрос. Работа ведется, но по-прежнему можем констатировать, что результата нет. Поэтому сегодня до конца дня мы ждем какое-то решение, потому что об этом действительно говорится в тексте поручения президента.

— Вы не подскажете, от кого ждете эту информацию?

— Я не буду пока говорить, разные ведутся совещания. Собственно, мы только сегодня с самого утра наводили справки на этот счет, принимая во внимание резонансность этой темы и действительно тот факт, что животным плохо, их становится меньше.

Поручение президента было опубликовано на сайте Кремля еще 22 февраля. В нем, в частности, Минприроды и Минсельхоз вместе с научными организациями обязали принять решение об освобождении животных из «китовой тюрьмы» до 1 марта.

Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин заявил 4 марта, что освобождение косаток и белух является решенным вопросом, однако требуется специальная программа по их адаптации к жизни в дикой природе, так называемая дорожная карта. Также Минприроды ждет решений Росрыболовства.

Уже появились заявления чиновников Минприроды о том, что выловленных животных удобнее было бы расселить по океанариумам, рассказывает корреспондент информагентства PrimaMedia Галина Рузлева:

— На сегодняшний день, насколько я знаю, ничего не изменилось, хотя сейчас на просторах YouTube я нашла запись представителя Минприроды, где он говорит, что экологи вместе с учеными и представителями федеральных органов исполнительной власти разработали два варианта решения судьбы этих животных и один из них — расселить их по океанариумам как в России, так и за рубежом. То есть акцент делается именно на том, чтобы не выпускать животных, потому что, чтобы выпустить, нужно проделать большую работу, нужно их адаптировать, а из-за того, что их очень много, это вызывает проблемы у ученых. Насколько я знаю, коалиция, которую организовали представители Сахалинской области, «Экологической вахты», которая как раз выступает за то, чтобы освободить косаток и белух, сейчас готовит комментарии по поводу выступления этого чиновника. Все и ждали, что скажет Минприроды. Минприроды сказало, что разрабатывает «дорожную карту» и вообще решило, может, их расселить.

— Если это расселение произойдет до решения суда, а после решение суда будет в пользу владельцев «китовой тюрьмы», тогда непонятно, каким образом им будут возмещать средства.

— Да, но здесь государство немножко себя обезопасило. Генеральная прокуратура опубликовала у себя на сайте ответ, что все выловленные в Охотском море животные принадлежат не отловщикам, а Российской Федерации и распоряжаться их судьбой может именно Российская Федерации. И если даже решение суда будет в пользу отловщиков, я думаю, что наше государство найдет, как сделать так, чтобы не выплачивать им деньги.

О перспективах и проблемах выполнения просроченного поручения президента рассуждает директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.

Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «В России более трех тысяч поручений президента с перенесенными сроками исполнения. К сожалению, нынешняя система госуправления проецирует такое количество поручений, что, по сути, вся государственная система только и занимается тем, что снимает поручения с контроля. Неважно, это поручение президента, правительства, губернатора — вся система излишне забюрократизирована. Понятно, что истоки этого лежат еще в 1990-х годах, когда произошло некое разделение между администрацией президента и правительством, когда была неформальная договоренность: вы, ребята, в срок сообщайте о том, что вы что-то там сделали или не сделали, а мы фактически не проверяем, сделано это или не сделано. Большинство же поручений дается — представить предложения. Ну представили предложения, а дальше что? Это же не значит, что ситуация разрешилась, это значит, что была написана бумага о том, как можно решить эту ситуацию. А ситуации уже более полугода. Когда внимание президента приковано, когда на это отреагировал Песков, когда новость попала в топ «Яндекса» и во все СМИ, ситуация будет решена, причем решена достаточно оперативно. Ну не может президент в ручном режиме решать каждую проблему в стране».

В 2018 году в Охотском море выловили 12 косаток и 90 белух, большинство из них — детеныши до года. Они предназначались для продажи в дельфинарии и океанариумы. Их содержат в вольерах, которые впоследствии в прессе назвали «китовой тюрьмой».

После вмешательства общественности и прокурорских проверок выяснилось, что животные выловлены с многочисленными нарушениями закона. Возбуждено два уголовных и несколько административных дел. Среди ответчиков — компании «Афалина», «Белый кит», «Океанариум ДВ», Сочинский дельфинарий.

Между тем из «китовой тюрьмы» несколько животных уже исчезли. Отловщики утверждают, что они вырвались и уплыли; но экологи уверены, что млекопитающие погибли. Также сообщалось о шести детенышах моржей, которых недосчиталась проверка.

Возможно, в бюрократических проволочках замешано бизнес-лобби. Задержки могут стоить животным жизни, предупреждает директор Научно-экологического центра спасения дельфинов и других морских млекопитающих «Дельфа» Татьяна Белей:

— Наверное, каждое ведомство опасается взять ответственность на себя. В принципе есть юридическое решение этого вопроса по 82-й статье УПК и по 304-му постановлению правительства — можно два пути использовать. Но до сегодняшнего момента мы не видим никаких решений. Плюс еще другая ситуация, что довольно-таки сильно лобби индустрии развлечений с животными и международной торговли морскими млекопитающими. Это же огромный бизнес и огромные потери. И сейчас момент исторический: если удастся освободить всех китов, то этот бизнес, надеюсь, навсегда исчезнет.

— Какова сейчас ситуация, как себя чувствуют сами животные?

— Как показали недавние съемки и как прокомментировали их наши эксперты, киты чувствуют себя намного хуже. У белух выявлены по фотографиям и по видео инфекционные поражения кожи, этого не наблюдалось на проверке, которая осуществлялась 17-19 января. У косаток тоже состояние кожи говорит о том, что животные нездоровы. Косатки не привыкли к таким ледяным условиям, ледовым, к термально холодной температуре.

— Глава Минприроды Дмитрий Кобылкин заявил, что требуется специальная программа по их адаптации к жизни в дикой природе и что ждут решения Росрыболовства.

— Росрыболовство — не то ведомство, от которого надо ждать такой дорожной карты, потому что оно виновно во всех этих делах: выдает квоты, все проходит через это ведомство. И научные институты, которые связаны с Росрыболовством, они все будут по другую сторону.

Эксперт заявила, что животных сначала нужно вылечить, а также расширить вольеры для их содержания. Взрослых косаток можно выпустить без особой реабилитации, так как инстинкты позволят им выжить в дикой природе, а белухам, особенно детенышам, недолгая реабилитация все же нужна. Животных необходимо вернуть именно в те места, где они были выловлены, уже к весне, когда туда вернутся их семьи.

Татьяна Белей отметила, что тема освобождения косаток и белух из «китовой тюрьмы» взволновала весь мир и многие зарубежные специалисты предлагают свой опыт в реабилитационных мероприятиях. Она также напомнила, что помочь вернуть животных в их естественную среду обитания вызвался Тихоокеанский флот.

Между тем состояние 11 косаток и 87 белух, которые находятся в «китовой тюрьме» бухты Средняя в Приморье, в последние дни ухудшилось, пишут «Известия» со ссылкой на ветеринаров. Судя по пятнам, появившимся на коже животных, они могут быть заражены оспой, герпесом и другими инфекциями, а также грибковыми заболеваниями.