Гендиректор «Tele2 Москва»: «Таких решений, которые реализованы в столице, нет больше нигде»
На полях мобильного конгресса в Барселоне с генеральным директором «Tele2 Москва» Игорем Жижикиным мы поговорили о технологиях связи, впервые примененных в ходе чемпионата мира по футболу, возможностях BigData и о том, может ли город быть не только партнером, но и клиентом оператора сотовой связи
Читать на полной версииПо его мнению, Москва — передовая площадка по выработке новых решений.
Для Tele2 Москва является не только площадкой, на которой вы работаете, но и клиентом, которому вы оказываете услуги, в том числе коммерческие?
Игорь Жижикин: Конечно. Есть несколько интересных проектов. Прежде всего решения на базе технологий BigData, которые мы сначала протестировали на себе и теперь удачно реализуем на рынке. Мы работаем с банками, мы работаем с городом: помогаем строить более эффективную инфраструктуру за счет использования информации о том, как люди перемещаются в городе, как они живут, как они получают услуги.
Москва — это выгодный клиент?
Игорь Жижикин: Очень выгодный.
В своей отчетности вы показываете услуги, оказанные региону?
Игорь Жижикин: Нет. Для нас это обычный бизнес. B2G-контракты, которые мы заключаем, стандартны и мало отличаются от контрактов B2B.
Насколько опыт, полученный компанией в Москве, применим для других регионов?
Игорь Жижикин: Москва идет «впереди планеты всей». То, что мы сейчас делаем в Москве, через год реализуется в регионах. Когда мы выходили в Москву, никто не предполагал, что оператор, который раньше был исключительно голосовым, станет интернет-оператором. Это то будущее, в которое мы ворвались и сразу начали диктовать правила игры. Мы первыми запустили эксперименты с высокоскоростным мобильным интернетом, роумингом, большими данными. Наша сеть изначально строилась по принципу правильного позиционирования геоюнитов, с учетом данных о том, где люди живут, куда они ездят, где они ходят в кино, слушают музыку, работают. Москва — передовая площадка по выработке новых решений.
Обычно, когда говорят про «умный город», «соединенный город», сразу вспоминают про 5G. Можно ли реализовывать проекты в этой области, не дожидаясь развертывания сетей нового поколения?
Игорь Жижикин: Не обязательно дожидаться 5G, можно работать и с существующими стандартами. У нас, например, есть уникальный диапазон LTE450. Емкость сети позволяет давать качественный сигнал без прерываний. Например, на матчах Лиги Европы по футболу у полицейских были закрепленные маленькие камеры, и система в режиме онлайн могла распознавать лица. Если камера узнавала человека, который мог находиться в розыске, подавался сигнал полицейским, и они принимали меры для задержания. Это был первый случай, когда мы в онлайн-режиме помогали специальным службам выявлять правонарушителей в местах скопления людей. Еще один пример — скорая помощь, где за счет технологии скоростной передачи данных в режиме реального времени экипажи могли передавать картинку с места событий. Вот только два случая, когда на базе сетей четвертого поколения были реализованы технологии пятого.
Не надо ждать, пока появится 5G, чтобы делать город «умным»?
Игорь Жижикин: Не надо.
Кроме истории с камерами на полицейских, какие уже отработанные технологии могут быть использованы в других проектах?
Игорь Жижикин: Во-первых, система безопасного города. Мы впервые помогли специальным службам работать в онлайн-режиме по выявлению правонарушителей. Второе — это, конечно, построение самой системы передачи данных. Мы с городом работали над повышением мощности сети. На игре «Россия — Хорватия» фан-зона вместила 120 тысяч человек при официально разрешенных 70 тысячах. И этот трафик мы пропустили через себя, потому что заранее, совместно с городом, подготовились к таким нагрузкам, правильно расставили базовые станции, которые смогли этот трафик принять. Главное из того, чему мы научились, — это три вещи: безопасность, качество приема сигнала и распределение приемно-передающих устройств, которые позволяют это сделать, а также опыт по приему большого числа роумеров. Мы установили специальные устройства в аэропортах и на вокзалах, где можно было в онлайн-режиме сфотографироваться, сделать биометрию и получить SIM-карту. Эта технология получила распространение. Мы уже установили такие системы на станциях метро, которые выходят к вокзалам: Павелецкому, Курскому, Ленинградскому, Казанскому и так далее. Плюс аэропорты — «Домодедово» и «Внуково».
Узнали что-то интересное про туристов, которые приезжают в Россию? Какие каналы связи они предпочитают, какими устройствами пользуются?
Игорь Жижикин: BigData — мощная технология. Голос в последнее время не в чести, потому что есть много мессенджеров: WhatsApp. Viber, Telegram, где все делятся информацией. Можно было наблюдать непосредственно на матчах, как люди снимают, передают онлайн потоковое видео, делятся картинками, разговаривают. Ключевое — то, что голос постепенно теряет свою популярность, особенно в Москве. Но по-прежнему остается основным драйвером бизнеса. Кстати, мы узнали-таки, в каких районах Москвы жили болельщики чемпионата мира. Например, большинство нигерийцев разместились в Бутове, а французы — в районе Пятницкой.
Как выглядит типичный москвич с точки зрения оператора связи? Какими устройствами и технологиями он пользуется, как и в каком объеме использует мобильную связь?
Игорь Жижикин: Этот человек очень подвижен, он много перемещается не только по городу, но и за его пределы. По нашей статистике, более 70% абонентов Москвы хотя бы раз в месяц уезжают из города (для сравнения: по России — около 8%). Как раз для таких клиентов начали создавать специальные продукты. Например, сейчас у нас вышел тариф, который позволяет путешествовать в роуминге и получать безлимитный интернет бесплатно. Я сам им пользуюсь: 1500 рублей в месяц — и у меня абсолютно бесплатный интернет за границей. С учетом того, что более 9 млн человек ежедневно спускаются в метро, мы построили там сеть и сделали специальное предложение: интернет без рекламы. Всем, кто подключился в этом году, мы обнулили рекламу. Вы спускаетесь в метро, включаете Wi-Fi — и вам не нужное сначала просмотреть рекламные ролики. Круто? Круто.
Из того, что вы увидели на конгрессе, что показалось самым интересным и важным?
Игорь Жижикин: Machine-to-machine. Устройства, которые активно общаются, взаимодействуют между собой. Высокоскоростная передача данных. Сегодня я водил грузовик, который находился в Гётебёрге, я сидел за рулем на стенде Ericsson и спокойно ехал.
Как выглядит московская инфраструктура по сравнению с тем, что показывают ваши коллеги на конгрессе?
Игорь Жижикин: Как раз сегодня мы долго обсуждали это с коллегами из московского правительства. Я им второй год задаю вопрос: почему мы не показываем на конгрессе Москву? Таких решений, которые реализованы в Москве, нет больше нигде. Например, далеко не все мировые мегаполисы имеют собственное приложение оплаты парковки, как это ни смешно. Но это факт. Практически нигде в мире в глубоком метро у вас не будет работать интернет. Настолько низкой стоимости связи нет ни у кого в мире. Об этом всем можно и нужно рассказывать. За те деньги, которые мы получаем от своих клиентов — а это один из самых низких ARPU в мире, — мы умудряемся строить сети такого качества и в таких количествах, и главное — поддерживать их на очень современном уровне. Я могу точно сказать, что сеть в Москве по качеству намного лучше, чем те, которыми мы пользуемся сейчас в Барселоне.