Как быть, если вас подозревают в экспорте «шпионской техники»
В специальном проекте Business FM «Регуляторная гильотина» предприниматели рассказывают о том, как непредсказуемые проверки останавливают производство
Читать на полной версииПрекрасный город Екатеринбург, где живет и работает предприниматель Денис Гончаров. Он поставляет оборудование для горной промышленности. Техника сложная. И вот ему пришел заказ из Китая, и он отправил на экспорт рентгеновские аппараты, с помощью которых изучают свойства руды. Таможня груз остановила. От бизнесмена потребовали экспертизу на предмет того, не является ли эта аппаратура средством негласного наблюдения. Иными словами, шпионской техникой. Правда, технологию используют еще с советских времен, но кого это интересует? А экспертизу таможня велела заказать в ФСБ.
Денис Гончаров полез в нормативные акты, чтобы все сделать правильно, но не нашел нужных документов. На таможне тоже не объяснили.
Денис Гончаров предприниматель «В таможне, когда я ходил к ним разбираться, сказали, что «мы только направляем, мы сами не знаем, куда вам идти, вы там сами разбирайтесь». Такой длинный путь я прошел, что просто невозможно описать, как это сложно — экспортировать товар, особенно если в нем имеются какие-то средства высоких технологий. Потому что любую технологию, высокую технологию, можно отнести либо к военному назначению, либо к средствам получения негласной информации».
Сначала предприниматель обратился в московский центр по лицензированию ФСБ. Там сказали: обращайтесь в региональную службу. Дозвониться туда Денис не смог. Зайти просто так побеседовать, конечно, тоже нельзя — дальше дежурного не пройти. А сроки поджимали, срыв сделки мог привести к банкротству. И тогда бизнесмен использовал последнее средство. Собрал все документы и бросил их в почтовый ящик екатеринбургской ФСБ. Та на удивление сработала очень оперативно. Через неделю у Гончарова был на руках акт. Копию он отправил нам. Так вот: «рентгеновские аппараты средством негласного наблюдения не являются», сделала вывод спецслужба. Таможенники очень удивились, рассказывает предприниматель:
«Когда я показал эту экспертизу в таможне, я прочитал на их лицах удивление: как же я так раздобыл эту экспертизу? Мне просто повезло. У меня желание отбило на экспорт полностью, потому что это реально 50 на 50. Чиновник выдаст мне экспертизу или не выдаст? Я не знаю. Если он не выдаст мне экспертизу — я банкрот. Причем, если в законе не прописано, он имеет полное право мне не выдавать экспертизу. На основании чего он ее будет мне выдавать?»
В итоге сделка состоялась, бизнес продолжает работать. Правда, с экспортом, кроме стран Таможенного союза, связываться не рискует. Зато предприятие зарегистрировано в перечне местных экспортеров.
Денис Гончаров рассказывает, что как-то он получил электронное письмо от Фонда поддержки малого предпринимательства. Ему прислали анкету, попросив рассказать, как этот фонд помогает предпринимателю в нелегком деле экспорта. Правда, кроме этого письма, никакой другой поддержки не было.
В следующий раз расскажем историю из Башкирии. О том, насколько тягучей должна быть проволока и как государство требует промасливать картон.
Если вы занимаетесь бизнесом и хотите поделиться своей историей, напишите Business FM в любой из соцсетей: Facebook, «ВКонтакте», Twitter, Telegram или на специальный адрес heroes@businessfm.ru. Пожалуйста, оставляйте свои номера телефонов для оперативной связи!