В прокат выходит режиссерский дебют Михаила Идова — «Юморист»
Фильм о советском сатирике, который считает себя крупным писателем, начали обсуждать уже до премьеры
Читать на полной версииДействие фильма «Юморист» происходит в начале 80-х, юмореска проходит нескольких редакторов, вычеркивающих спорные шутки. У вымышленного героя, сатирика Аркадьева, это вызывает почти физические страдания. История, впрочем, сложнее, чем понятное противостояние артиста и власти — сценарист Михаил Идов, написавший до этого вместе с женой «Лето» Серебренникова, фиксируется прежде всего на внутреннем конфликте художника. Точнее, юмориста — тема экс-главреду GQ очень близкая.
Михаил Идов сценарист «Я всегда был окружен детьми советских комедиантов. Мой отец был школьным учителем Ефима Шифрина. Когда я переехал в Москву, одними из самых близких моих друзей были сын Жванецкого и дочка Ефима Смолина, в Нью-Йорке я знал сына Аркадия Арканова. Это бесконечно странный лейтмотив моей жизни. Хотя он чуть менее странным становится, если вспомнить, что юмор был почти полностью еврейской профессией в брежневском Советском Союзе. Так что, если ты из интеллигентной еврейской семьи, больше шансов пересечься».
Фильм еще толком не вышел, а уже вспоминают и обсуждают и цензуру, и порядки той эпохи. Эта тема звучит почти во всех статьях и интервью на тему. Вот что говорит Геннадий Хазанов в блоге стендап-комика Данилы Поперечного.
Режиссер Идов, кстати, еще до проката кино сатирикам показал. Хазанов был среди зрителей и, как и Клара Новикова, многое на экране узнавал. Особенно в отношении к артистам. Вот что говорит Новикова:
Клара Новикова актриса «Я помню свою историю, когда ЦК комсомола собирался отмечать Новый год и меня туда пригласили. И оказалось, что это не там, где сцена, и не в ДК, и не в театре, и не в ЦК комсомола, а какой-то выездной Новый год. И мне сделали такое предложение, что я была предназначена какому-то комсомольскому работнику. Я узнала это в машине. Я сказала: «Остановите машину» (меня и этого человека уже повезли). Я вышла из машины, он покрутил у виска и сказал «дура», и мне были на какое-то время перекрыты поездки за границу».
Говорят, основой сюжетного поворота стала реальная история, произошедшая когда-то со Жванецким. Много позже и Максим Галкин в разговорах с режиссером вспоминал, что и с ним такое бывало. В этом смысле кино — зеркало реальности, и посмотреть «Юмориста», конечно, стоит.