Обновлено в 16:24

Украина теперь не главный миграционный донор России, больше всего мигрантов прибывает из Таджикистана. Оттуда в 2018 году приезжал каждый четвертый легальный иммигрант. Вообще, миграционный приток в РФ снизился до минимума с 2005 года, до 125 тысяч человек, поэтому впервые за десять лет не удалось компенсировать естественную убыль населения.

Украина была лидером в рейтинге стран — доноров миграции в последние четыре года, следует из данных Росстата. Оттуда в Россию в последние годы приезжало много людей, которые искали убежище. Но перемена закономерна, считает профессор Государственного университета управления, почетный работник ФМС России Владимир Волох:

— Наверное, те украинские граждане, которым действительно грозила опасность, в большинстве своем постарались обезопасить свою жизнь, переехали. Что касается Узбекистана, Таджикистана, безусловно, там есть недостаток рабочих мест. Граждане этих государств Центрально-Азиатского региона стараются найти работу за пределами своей страны. Это и объясняет, что граждане Центрально-Азиатского региона достаточно стабильно [приезжают], может быть, даже некоторое увеличение есть, связанное с экономическими причинами.

— Можно ли сказать, что в целом интерес к России как к альтернативному месту жительства падает, что для мигрантов она не так привлекательна?

— С одной стороны, в России достаточно мощная экономика, в определенной степени стабильный политический строй, но в то же время мы с вами являемся свидетелями того, что и другие государства рядом с РФ тоже не стоят на месте. В частности, Китай сильно развивается, Япония. В условиях цифровой экономики, цифрового общества у граждан государств Центрально-Азиатского региона есть возможность выбрать и другую страну.

— То число мигрантов, которое у нас есть сегодня, если оценивать, это все-таки много или мало?

— Те иностранные граждане, которые постоянно или временно проживают на территории РФ, — это порядка 800-900 тысяч. Учитывая, что у нас численность населения 146-147 миллионов человек, это где-то в районе 1%. Это говорит о том, что РФ все-таки осуществляет контроль за теми иностранными гражданами, которые постоянно или временно тут проживают.

Как отмечают эксперты, легальная трудовая миграция могла сократиться, потому что растет цена патента на работу. Ее устанавливают регионы. Для оформления документов нужно заплатить минимум 20 тысяч рублей и еще ежемесячно раскошеливаться на 4,5 тысячи, поэтому некоторые трудовые мигранты работают нелегально. Росстат же, в свою очередь, фиксирует только имеющих юридический статус.

Российская патентная система изначально очень неудачная, полагает президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин:

— Очень сложный выход для бюрократизирования, достаточно много требований: надо язык выучить, страховку купить, медицинское обслуживание пройти. В год где-то в районе 50-80 тысяч рублей в зависимости от региона. Второе, это регистрация. Все эти механизмы, которые придумывают, только ухудшают ситуацию. Сейчас примерно 90% тех, кто даже сдает миграционный отчет, как правило, его покупают. А без миграционного отчета вы не можете начинать двигаться дальше и получать патент. В конечном итоге им проще платить взятки. Все это можно исправить.

— И как вы думаете, если это исправить, ситуация с нелегальной миграцией улучшится или, может быть, еще какие-то меры нужно принять?

— Надо сделать достаточно легкий вход на рынок труда. Нам могут возразить: у нас здесь своих рабочих мест нет. Рабочих мест у нас нет где? Это, как правило, региональная и профессиональная безработица, а в каких-то местах не хватает рабочих рук. У нас одновременно существует дефицит трудовых ресурсов и избыток. Нет механизма, который бы это сбалансировал.

Нелегальных мигрантов, по приблизительным подсчетам полиции, в России более чем в два раза больше, чем легальных, — около двух миллионов человек, сообщили в декабре 2018 года в миграционном главке МВД.