Какой путь выберет Молдавия?
В воскресенье, 24 февраля, в стране проходят парламентские выборы. Основная борьба — между правящей Демпартией и оппозиционной социалистической. И власть, и оппозиция делают акцент на том, что это голосование решает судьбу страны
Читать на полной версииОбновлено 24 февраля в 19:00
Молдавская полиция получила более 50 сообщений о возможных нарушениях на парламентских выборах. Большинство из них — на размещение агитации в неавторизованных местах и нарушение норм поведения на участках. В четырех случаях речь шла о порче бюллетеней. Проверяется также информация о том, что граждан организованно подвозят к участкам и платят деньги за голосование. Правда, пока она не подтверждается.
Впервые в новейшей истории Молдавии выборы проходят по смешанной избирательной системе. Также отменен порог явки и разрешена агитация в день выборов, за исключением помещений избирательных участков. Параллельно проходит референдум, на который вынесен вопрос о сокращении числа депутатов и о праве народа отзывать своих избранников, если они не исполняют свои обязанности.
В парламентских выборах участвуют 14 партий и один избирательный блок. Основную борьбу ведут три силы. Во-первых, пророссийская Партия социалистов, которой руководит президент Игорь Додон, не имеющий больших полномочий, поскольку Молдавия — парламентская республика. И эксперты считают, что голосование будет чем-то вроде референдума о попытках Додона сблизить Молдавию с Евразийским союзом.
Вопрос в том, смогут ли социалисты победить и забрать власть у правящей сейчас Демократической партии. Ее председатель — богатейший человек страны Влад Плахотнюк. Предвыборный лозунг партии — «Дела, а не слова». И дела пока такие: отношения Кишинева с Москвой ухудшились до того, что туда запрещают въезд российским журналистам, а Брюссель практически приостановил финансовую помощь Кишиневу.
Наконец, третья сила — проевропейская оппозиция, блок АКУМ, который настаивает на скорейшем вступлении в ЕС. Там же есть много почитателей идеи объединения с Румынией. Но нельзя сказать, что главный вопрос этих выборов — с кем вы: с Россией, Европой или Румынией? Говорит житель Кишинева Вячеслав:
«У Молдавии нет пути в ЕС и нет пути в Россию. Молдавия для молдаван — это мост между вами, большими, хорошими партнерами и соседями. Мы не можем никуда пойти, потому что мы мост между вами. За последние два года пришло это осознание. Конечно, это историческое решение, это исторические выборы, потому что от их результата будет зависеть, продолжится ли стабильная ситуация в стране либо будет какая-то конфронтация. Мы понимаем, что мы, молдаване, уже мы немножко и европейцы и, конечно, немножко советские люди. Поэтому нам так легко ехать в Европу, и мы чувствуем себя там своими, и нам так легко приезжать в Россию, потому что мы тоже чувствуем себя там своими».
Жителей Молдавии куда больше волнуют не геополитические, а их насущные проблемы: бедность, коррупция и массовая миграция из страны, рассказывает Эльвира, живущая в городе Бельцы:
«Люди просто ждут изменений в лучшую сторону, всегда верят. У нас такой народ — он всегда всем верит, доверяет. Одни обещают повысить нам пенсию значительно, одни — искоренить коррупцию, одни — бесплатные лекарства, чтобы их было больше для пенсионеров, и льготы для матерей, льготы для пенсионеров. Программы разные. Вроде и тот обещает, хочется поверить, другой обещает, хочется поверить. Много обещают, всем хочется верить. Когда проводится соцопрос, каждый раз смотришь по-разному».
Выборы в Молдавии впервые будут проходить по смешанной системе. И если по партийным спискам опросы показывают преимущество социалистов, то по одномандатным округам результат предсказать невозможно, говорит руководитель кишиневского Центра стратегического анализа и прогноза EST-VEST Сергей Назария.
Сергей Назария руководитель кишиневского Центра стратегического анализа и прогноза EST-VEST «Вот я смотрю на этих пожилых пенсионеров, которые так активно агитируют за партию Шора, есть у нас такой крупный олигарх. Украли из банковской системы миллиард долларов, а это все прошло через банки Шора. И вот бабушки ходят, агитируют за него, и так активно, добросовестно! Народ такой непредсказуемый в этом плане, его купили за три копейки, этих бедных, несчастных людей. «Да, — отвечают они, — может, он и украл, но нам он тоже что-то дает!» Вот поэтому в одномандатных округах приезжают, дарят что-нибудь этим несчастным. А остались-то в большинстве своем пенсионеры в селах, там активного населения не очень-то и много. В основном люди уехали в города (хотя уже и в городах в Молдавии тоже делать им нечего), в большей части уехали за рубеж в поисках работы».
Возможно, на итог повлияют и заявления, прозвучавшие из Москвы за два дня до выборов. В МВД России заявили, что глава правящей в Молдавии Демпартии Владислав Плахотнюк может быть причастен к выводу из России 37 млрд рублей. Ожидаемо, в Демпартии это назвали вмешательством в выборы. Но, как отмечали эксперты, Москва решила таким образом напомнить Кишиневу, чтобы там не рассчитывали на альянс Додона с Плахотнюком.
Пока что в Кремле шли навстречу Додону в вопросе допуска на российский рынок молдавского вина и фруктов и работы трудовых мигрантов. Но оправдает ли он надежды и станет ли реальной значимой силой — сейчас крайне сложный вопрос.
Российский наблюдатель за парламентскими выборами в Молдавии Александр Кобринский был отстранен от работы в составе миссии ОБСЕ. «Участие господина Кобринского в миссии по наблюдению за выборами было прекращено после явного нарушения кодекса поведения наблюдателей», — сообщил РИА Новости представитель ОБСЕ. По данным источника агентства, у Кобринского забрали удостоверение ОБСЕ с фотографией без объяснения причин. Как рассказал собеседник, сам россиянин предполагает, что это связано с его постами в Facebook, где он пишет о приверженности правительств стран постсоветского пространства Западу и демографической ситуации в Молдавии.