Дважды оправданный по делу о покушении на Анатолия Чубайса отставной полковник ГРУ Владимир Квачков 19 февраля вышел на свободу. Покинуть колонию строгого режима № 5 в Мордовии он смог после частичной декриминализации ст. 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды»), по которой получил последний срок.

Как рассказал Business FM адвокат Квачкова Андрей Виканов, ворота колонии его подзащитный покинул в начале 10 утра. На выходе отсидевшего восемь лет 70-летнего полковника встречала толпа из более сотни человек. «Народу было так много, что некуда было поставить машину», — поведал защитник. Встретить Квачкова собрались друзья, единомышленники и родственники — дети во главе с супругой Надеждой. «В ближайшем кафе Владимир Васильевич дал импровизированную пресс-конференцию, рассказав, что больше не будет заниматься политикой в том виде, в котором ранее занимался, так как это «чревато». Он планирует заняться научной и общественно-политической деятельностью», — добавил адвокат.

При этом, как сообщает «Московский комсомолец», Владимир Квачков заочно все же не удержался и «обменялся любезностями» с Анатолием Чубайсом, который несколько дней назад, комментируя решение суда о его освобождении, назвал полковника «дедушкой» и пожелал «счастливой старости». Квачков в ответ заметил, что «бог не дал легкой смерти Чубайсу на лесной дороге», поэтому его «ожидает другая смерть». Пообщавшись с прессой, легендарный полковник отправился в Санаксарский мужской монастырь, чтобы приложиться к мощам святого адмирала Федора Ушакова, а затем вечером выдвинуться в Москву.

Приговоры Владимира Квачкова

Кавалер двух орденов Мужества, ордена Красной Звезды, ордена и медалей Демократической Республики Афганистан, полковник ГРУ в отставке Владимир Квачков стал известен после покушения на Анатолия Чубайса 14 лет назад, 17 марта 2005 года. Тогда автомобиль BMW Чубайса, возглавлявшего РАО «ЕЭС», был подорван и обстрелян из автоматов на выезде из поселка Жаворонки Одинцовского района Подмосковья. Чиновника спасло то, что машина была бронирована.

Летом 2008 года присяжные в Мособлсуде оправдали отставного полковника ГРУ Владимира Квачкова и еще двух фигурантов дела: бывших военнослужащих 45-го полка ВДВ Александра Найденова и Роберта Яшина. Повторный судебный процесс с участием сына бывшего министра печати РФ Бориса Миронова (его задержали позже) в 2010 году вновь закончился полным фиаско обвинения. Прокуратура вновь пыталась добиться отмены оправдательного приговора в Верховном суде, но тот устоял.

Уже на следующий день, 24 декабря 2010 года, Квачков был задержан и арестован по новому делу: о подготовке госпереворота. Следствие утверждало, что Квачков, ставший лидером «Народного ополчения имени Минина и Пожарского», вербовал людей из числа отставных военных, а также недовольных властью. Он и его соратники планировали захватить власть во Владимире, взять под контроль воинские части в городе Ковров и на танках двинуться на захват Москвы.

8 февраля 2013 года Мосгорсуд признал полковника виновным в «покушении на организацию вооруженного мятежа» и в «вовлечении лиц в террористическую деятельность» (ст. 30, ст. 279 УК РФ и ч. 1 ст. 205.1 УК РФ) и приговорил к 13 годам заключения. Впоследствии Верховный суд России снизил срок до восьми лет колонии.

Однако на этом злоключения Квачкова не закончились: 18 августа 2017 года Приволжский окружной военный суд добавил ему еще полтора года лишения свободы за то, что, сидя в колонии, он записал экстремистский видеоролик, который впоследствии оказался в интернете. Первоначально полковнику инкриминировали «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности» (ч. 1 ст. 205.2 УК РФ), но в итоге суд признал Квачкова виновным по ч. 1 ст. 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды»).

«К походу и бою готов»

Позже произошли изменения в УК, статья 282 перешла в разряд административного наказания. Поскольку к декабрю 2018 года Квачков уже отсидел назначенный ему восьмилетний срок по предыдущему приговору суда, его защитник подал ходатайство в Зубово-Полянский суд Мордовии об освобождении Квачкова от отбытия наказания по последнему приговору. 7 февраля суд просьбу удовлетворил. Однако осужденному пришлось ждать десять дней пока решение вступит в силу.

Бывший подельник Владимира Квачкова, а ныне адвокат Иван Миронов признается, что с момента повторного оправдательного приговора не общался с ним. Причину активности ветерана войны в Афганистане он списывает на сильнейшую контузию и надеется, что тот не станет снова рваться в бой.

Иван Миронов адвокат «В старом деле были показания полковник медицинской службы. Он утверждал, что более тяжелой контузии не встречал. Последствия ранения могли дать о себе знать во время нахождения Квачкова в изоляторе в течение нескольких лет, когда он находился по делу о покушении на Чубайса. А после того, как освободился, он стал очень привлекательным инструментом для спецслужб в целях создания провокационных групп и движений для того, чтобы переписать и выявить всех радикально несогласных и готовых к жестким действиям против нынешней власти. К сожалению, сам Квачков это понял, уже находясь под следствием по новому делу, когда заявил, что деятельность «Народного ополчения имени Минина и Пожарского» инспирировалась через агентов спецслужб. Тогда пострадало очень много порядочных людей, поверивших Квачкову, которого самого вслепую разыграли спецслужбы. Я переживаю только за одно. Вместо того, чтобы вернуться к семье или заняться здоровьем, Владимир Васильевич снова бы не был «разыгран» нашими правоохранителями, которым нужно показать разоблачение очередных заговоров, экстремистских групп, подполий и тому подобного».

Сам Владимир Квачков на момент написания статьи оказался недоступен для комментариев. На выходе из колонии он отрапортовал: «Мое состояние: к походу и бою готов. Вот такое мое состояние»,— цитирует его слова «Коммерсантъ». В интервью же Lenta.ru накануне он заявил, что планирует защитить докторскую диссертацию на тему «Общая теория специальных операций вооруженных сил». По словам Квачкова, она готова, нужно лишь обновить цитаты.