Произошла авария: ракетные комплексы С-400 «Триумф» для Китая уничтожены
Судно, перевозившее боеприпасы для С-400, закупленные Китаем у России, попало в сильный шторм, рассказал глава «Ростеха» Сергей Чемезов
Читать на полной версииОбновлено в 12:17
Зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф», предназначенные для Китая, во время перевозки попали в шторм и были уничтожены. «Должны были уже все поставить. К сожалению, произошла авария. Судно, которое везло эти ракеты, попало в шторм, были вынуждены все эти ракеты уничтожить», — приводит РБК слова главы «Ростеха» Сергея Чемезова на IDEX в Абу-Даби.
Ранее поставка российских С-400, проходившая прошлой зимой, стала одним из поводов для санкций США в отношении российского и китайского ВПК. По данным РБК, судно с комплектующими для зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф» вышло из порта Усть-Луга в Ленинградской области в Китай в конце декабря 2017 года. В районе пролива Ла-Манш корабль попал в сильный шторм с волнами высотой до четырех метров. В результате груз был деформирован, капитан принял решение вернуться.
Источники РБК в Минобороны и «Рособоронэкспорте» утверждают, что на судне находились многофункциональная радиолокационная станция и зенитные управляемые ракеты, а также запчасти для комплекса: платы, ячейки и блоки. Как утверждается, общая стоимость перевозимого груза достигала почти 1,5 млрд рублей.
По данным собеседников РБК, ракеты для С-400 на судне были погружены в два яруса, однако это не противоречит технике безопасности. «Нижняя и верхняя упаковки должны были быть снабжены тросами, пропущенными через кронштейны самой упаковки в узлы трюма. Предварительный визуальный анализ показывал, что груз был перекрыт техническими лентами», — утверждает источник, добавляя, что при шторме ракеты в контейнерах перемещались.
О нештатной ситуации при поставке комплектующих для С-400 в Китай стало известно в январе, однако в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству тогда утверждали, что пострадало только «вспомогательное имущество». Источники РБК заявили, что груз был застрахован, но сумма страхового покрытия и компания-страховщик не называются.
Мог ли опасный груз действительно пострадать при шторме? Об этом рассуждает гендиректор компании «Балтспецфлот» Андрей Шпигель:
— Что такое корабли, которые перевозят подобные грузы? Это обыкновенные грузовики, которые занимаются перевозкой тех или иных товаров. Любой груз — это товар. Груз распределяется таким образом, что в случае штормов он никуда не денется. Военные грузы перевозятся не просто с большой тщательностью, создаются определенные документы, разрисовка в трюме. Где здесь они перевозили эти ракеты? Судя по размерам С-400, скорее всего, в трюмах. Через крышки трюма вода не может просачиваться, если только ракеты не были размещены на верхней палубе. Бывают волны-убийцы, смывающие все за борт.
— На верхней палубе такие грузы не стали бы размещать?
— Я тоже так думаю. Глупостью никто заниматься не хочет, огромными деньгами никто рисковать не будет. Если это неисправность судна и вода попала в трюм, то в каком количестве? Мы прекрасно понимаем, что подобные изделия ставятся на улице, значит, дождь, вода и снег не сильно влияют. Сложно сейчас что-либо определить. Это военная тайна за семью печатями, у них все засекречено.
Официальных объяснений по срыву поставки ракет С-400 в Китай пока нет. Причиной могла быть не неисправность судна или некачественное закрепление груза, говорит военный эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин:
Борис Рожин военный эксперт Центра военно-политической журналистики «Тема мало освещалась, нельзя исключать, что поставка не состоялась по политической причине, связанной с санкциями против Китая за С-400, или разногласий внутреннего характера по исполнению контракта. Сегодняшняя версия может быть частью информационного прикрытия для других причин, которые официально не называются. Это не обширное поле для спекуляций в условиях малого количества реальных фактов. Можно предположить техническую или политическую версию, но вряд ли кто-то сможет достоверно подтвердить, если он не инсайдер, что произошло на самом деле».
Санкции в отношении департамента развития оборудования китайской армии были введены осенью 2018 года. Это был первый случай применения мер в отношении иностранных покупателей российской военной техники. В вину КНР ставилась закупка у России боевых самолетов Су-35 и «партии оборудования, связанного с С-400».