Злободневный Дюма: в обновленном «Современнике» представили премьеру комедии Охлобыстина
Пьеса написана в подарок Михаилу Ефремову. Особых находок в спектакле нет, но критики обратили внимание на его созвучность актуальной повестке дня
Читать на полной версииПервая премьера на сцене отреставрированного «Современника»: на Чистых показали постановку Михаила Ефремова по пьесе Ивана Охлобыстина. Спектакль называется «Дюма». В центре сюжета провинциальный театр, где артисты так давно играют «Трех мушкетеров», что и в жизни называют друг друга Атосами и Портосами, пока на роль д'Артаньяна им не вводят спонсора, владельца местной аптечной сети.
Для кого эта комедия? Эта пьеса — подарок Охлобыстина Ефремову: два года назад в Кремле отмечали 90-летие его отца Олега Ефремова; драматург едва ли не во время концерта набросал черновик в планшете. В прошлый раз Михаил Ефремов ставил Охлобыстина еще в 1990-е.
Михаил Ефремов актер, театральный режиссер «Я давно не работал режиссером. Ваня, спасибо ему огромное: 21 год он не писал пьесы, и вот написал такую замечательную историю и отдал мне. Мы работали где-то пять месяцев практически ежедневно. Думаю, «Дюма» станет очень хорошим спектаклем. Я бы хотел, чтобы «Дюма» стало словом 2019 года, чтобы говорили: «Ну вот, полная дюма» или «Давай дюманем».
Тонких находок в спектакле нет, как нет и претензий на эксперимент: зрелище скорее для массовой публики. Понравится всем, кому важно следить за сюжетом, и чтобы было понятно, про что шутка: вот про ремонт, а вот про то, что за экономические преступления могут посадить режиссера. Комментирует театральный критик Марина Райкина:
Марина Райкина театральный критик «Постановка Миши Ефремова очень конкретная: смыслы, координаты обозначены очень точно. Второй плюс — в ней задействованы актеры среднего поколения сорокалетних, которые несколько лет не имели ярких и больших ролей, потому что звезд в «Современнике» хватает. На этом плюсы заканчиваются. Что мне не понравилось в этой постановке, так это форма, выраженная прежде всего в сценографии и костюмах. «Упаковка» выглядит весьма провинциально. Не снижает уровень постановки, а не поднимает ее. Если говорить о литературном материале Ивана Охлобыстина, может быть, главный просчет спектакля: комедия положений, которая к финалу и, скорее всего, режиссерскими усилиями выруливает на хорошую коду, но спекулирует такими актуальными мемами сегодняшнего дня, которые уже немножко надоели, потому что стали общим местом. Но успеха спектакля у публики следует ожидать».
Интересно, впрочем, оценить не только спектакль, но и свежий ремонт в «Современнике». Есть ощущение, что стало больше места. Зал почти не изменился, и нужно долго приглядываться, прежде чем станет понятно: да, плафоны, и амфитеатр другой. Ну, конечно, кресла. Новый буфет, просторное фойе — повод выбраться, может, и на «Дюма».