В Германии начинает работать Мюнхенская конференция по безопасности. Сорок глав государств, более 100 министров и непростые для этого года темы: выход США из ядерного соглашения с Ираном, прекращение договора о ракетах и раскол в НАТО.

Темы уже обозначил в своем докладе председатель конференции Вольфганг Ишингер. Станет ли конференция исторической?

Самая важная конференция за последние 20 лет — так Мюнхенскую конференцию по безопасности назвал сам Вольфганг Ишингер. По его мнению, этот год показал, что мировой порядок рушится, соглашения разрываются, мир вступает в новую эру международных отношений. Европа к ней оказалась не готова.

Это можно прочитать в отчете, в нем более сотни страниц, и его получает каждый из 600 участников конференции — от Ангелы Меркель до саудовских шейхов. Так, например, в одном из докладов, который посвящен НАТО, написано: «Дональд Трамп опаснее для Запада, чем Владимир Путин».

За этот год американский президент вышел из трех важнейших для Европы договоров: парижского соглашения по климату, ядерной сделки с Ираном и основного договора о разоружении — ДРСМД. В немецких соцсетях даже шутят, что если бы можно было выйти из НАТО, Трамп сделал бы уже и это: он резко высказывается о партнерах по альянсу, требует больше денег на содержание армии. Европе срочно нужен план «Б», пишет Ишингер. Но его нет. C этим согласен и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов:

Федор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Что касается Европы, то никакого своего пути у них нет. Европа глубоко растеряна. Факторы силы и влияния, которые она немного высокомерно считала устаревшими и утратившими прежнее значение, — это военная сила, способность проявлять политическую волю, показная жесткость, все это Европа не то чтобы высмеивала, но подчеркивала, что это вчерашний день, — вот оказалось, что это день вполне сегодняшний. США, Китай и Россия — каждый этими качествами обладает, а вот Европа — нет. Ни военной силы, ни единой политической воли, ни готовности всерьез проявлять жесткость у нее не наблюдается. Поэтому пафос доклада Мюнхенской конференции в том, что Европа в этой системе координат своего места пока не нашла и непонятно, как будет его искать».

Де-факто Евросоюз впервые открыто и на такой площадке противопоставляет себя Соединенным Штатам, заявляя, что тактика «подождать» с Трампом не сработала. Сам американский президент на конференцию не приехал, но здесь его дочь — Иванка Трамп. Делегация из США вообще рекордно большая — в три раза больше членов, чем в прошлые годы, отмечает Deutsche Welle. Это результат сильной внутриполитической борьбы. Например, прилетела и главный оппонент Трампа — Нэнси Пелоси.

Согласно опросам, только 9% немцев видят США надежным партнером. Пару лет назад эта цифра была в четыре раза больше. Стали опасаться в Германии и экспансии Китая. В докладе Пекин называют одним из главных союзников России. Продолжает политолог Александр Рар:

Александр Рар журналист, политолог «Другой вызов — Китай, который бесцеремонно скупает промышленность целых стран — между Азией и Европой, и щупальца продвигаются вплоть до ЕС. Будет очень страшно и непонятно, что это будет за China (Китай (англ). — Business FM), когда это станет на ноги. Cсора с Америкой в самое неуклюжее время. Вот европейцы пытаются вдалбливать себе, что все хорошо, что мир не меняется и все останется как было. Потому что альтернативы демократически-либеральной модели нет. Но на самом деле всюду эти альтернативы уже появляются, чувствуется нервозность. Все-таки Германия и Франция — это лидерство Европы. Они хотят лидировать, реформы проводить, чтобы укреплять политические институты. Потом надо обороняться против евроскептиков и популистов. Он [Макрон] не знает, о чем договариваться. Поддерживать Меркель он не хочет. Новый план Макрона для Европы немцы тоже поддерживать не будут, пока он будет в такой форме, что он должен за все платить. Это все стоит массу денег. Немцы не хотят быть кошельком Европы, меняется парадигма, настроения, поэтому много споров».

Вести общую политику у Парижа и Берлина пока не получается. Главным событием Мюнхенской конференции должна была стать совместная речь канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Эммануэля Макрона — о единой европейской линии. Но Макрон объявил, что не поедет в Мюнхен, а европейской прессе начали писать, что французский президент не поддержит на голосовании в Брюсселе и «Северный поток — 2» и впервые выступит против Меркель.

Поправки в газовую директиву Париж тогда поддержал. Однако в немецкой прессе заговорили о похолодании отношений между Францией и Германий, тревожном сигнале и затяжной размолвке между Меркель и Макроном.