Кто должен России, всем прощаем
В Вашингтоне предложили списать долги Каракаса перед Москвой. Эксперты говорят, что законного механизма для такого списания не существует
Читать на полной версииИдея о списании задолженности Венесуэлы перед Россией прозвучала на слушаниях в американской палате представителей с участием спецпредставителя США по Венесуэле Эллиота Абрамса. Конгрессмен-демократ Брэд Шерман обратился к дипломату с вопросом, звучащим скорее как предложение: почему бы не разрешить правительству Хуана Гуайдо списать долги перед Москвой в счет некоего «урона», нанесенного стране российской поддержкой президента Николаса Мадуро?
Для этого Шерман предложил обязать американские банки не обращать внимания на какое-либо падение экономических рейтингов, вызванное подобным дефолтом. При этом в своем выступлении конгрессмен почему-то говорил о триллионах долларов. Очевидно, это оговорка, поскольку ВВП Венесуэлы, по оценкам МВФ, не превышает и 100 млрд долларов.
Шерман: «Россия рассчитывает, что ей вернут долги. Какие шаги мы рассматриваем, чтобы венесуэльский народ мог сказать: «Окей, мы вам должны столько, но минус те 2-5-10 триллионов долларов урона, который вы нанесли нашей стране тем, что поддерживали преступника Мадуро, а значит, мы должны вам всего лишь, скажем, один триллион, а не три»? Обсуждаем ли мы с Россией то, что будущее постоянное правительство Венесуэлы не должно будет платить России? И что они не понесут за это никакого урона с точки зрения рейтингов западных агентств и банков?»
Абрамс: «Мы начали эту дискуссию в первую очередь на уровне Минфина. Но временное правительство, Нацассамблея Венесуэлы, они заявили, что рассчитаются по долгам. Хотя некоторые из займов не были утверждены Нацассамблеей. В итоге это будет их решение».
Шерман: «Но если мы предупредим Россию, что мы поддержим, и потребуем, чтобы это сделали наши банки, поддержим решение венесуэльского правительства сократить долг перед Россией на триллионы долларов в учет ущерба, и что мы можем запретить нашим банкам обращать внимание на какие-либо кредитные рейтинги, сокращенные из-за отказа платить России?..»
Абрамс: «Не уверен, что в таких формулировках...»
Шерман: «Надеюсь, это будет сделано».
Как ни странно, на первый взгляд звучит такое предложение, это не просто фантазии эксцентричного парламентария. Комментирует управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев:
Владимир Гладышев партнер адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Легальных механизмов такого списания не существует, их и быть не может. Но США могут, пользуясь своим уникальным положением в мировой финансовой системе, сделать так, что Венесуэла не будет платить, но ей за это ничего не будет. А что может сделать государство, если другое государство не платит ему долги? Государство не может объявить войну, потому что есть конвенция 1907 года, принятая по инициативе Российской империи в рамках мирной Гаагской конференции, о неприменении силы при взыскании государственных долгов. Россия может подать в международный суд, и Венесуэла скажет: не буду платить. Венесуэле это грозит потерей кредитоспособности. Но США могут сказать: Россия же нехорошее государство, поэтому, если вы не будете платить, ваш кредитный рейтинг от этого не пострадает, и МВФ, где у нас наибольшее количество голосов, вам даст кредиты, и мы, США, вам дадим кредиты, наши союзники вам дадут кредиты. А вы просто не платите России долгов — и все».
На официальном уровне общая задолженность Венесуэлы перед Россией никогда не называлась. Два года назад агентство Reuters оценивало сумму выданных за десять лет кредитов и авансов в 17 млрд долларов. Эта сумма включала аванс в 6 млрд долларов, который «Роснефть» заплатила венесуэльской госнефтекомпании PDVSA за поставки нефти. Осенью 2018 года непогашенная часть предоплат по авансу составляла чуть более 3 млрд долларов без учета процентов.
Когда Хуан Гуайдо объявил себя временным президентом, он гарантировал выплату внешнего долга страны и обвинил именно Николаса Мадуро в том, что тот не защищает иностранные инвестиции. «Только новое правительство даст стабильность, чтобы инвесторы могли возвратить вложенное в страну», — заявил Гуйадо корреспонденту ТАСС по поводу российских и китайских инвестиций.
Китай — значительно более крупный кредитор Венесуэлы по сравнению с Россией. Примечательно, что, по сведениям американской The Wall Street Journal, Поднебесная уже начала переговоры с представителями оппозиционного Мадуро парламента относительно сохранности своих инвестиций.