Ассортимент парфюмерной продукции может сократиться к концу года, а оставшиеся на рынке духи и туалетная вода могут подорожать. Об этом заявили в Российской парфюмерно-косметической ассоциации. Причина — новые правила маркировки. Они должны начать действовать с 1 декабря. Тестирование системы будет проходить с марта по ноябрь.

Производителей обяжут наносить на флаконы специальные знаки, содержащие криптокод. Задача маркировки — защитить потребителей от подделок, а легального производителя или импортера — от репутационных издержек. Уникальный знак будет нанесен на каждую единицу продукции. Для того, чтобы это все сделать, российские и иностранные предприятия, компании-дистрибьютеры и розница должны будут обзавестись специальным оборудованием, программным обеспечением и задействовать дополнительную рабочую силу. То есть понести финансовые, временные и логистические затраты.

Многие компании будут сокращать или вообще выводить парфюм из своих линеек. Также отказываться от данной продукции может начать и неспециализированная розница. Кроме того, новые правила маркировки могут повысить и цены, считает исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова.

Александра Скоробогатова исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации «Все это приведет к тому, что мы будем видеть меньше парфюмерной продукции на полках. Какая то продукция полностью исчезнет, а то, что останется, естественно, подорожает. Но говорить о том, насколько эта цена повысится, пока сложно, потому что до сих пор нет никаких расчетов, ни законодательных каких-то основ, ни технологических и технических инструкций, как все это осуществлять. Но однозначно можно говорить, что для недорогой парфюмерии, которая стоит в пределах 500 рублей — это будет достаточно заметное повышение для потребителя. Но для какой то люксовой парфюмерии, которая стоит от 3000 рублей и выше — это будет менее заметно. Какие-то, например, бренды нишевой парфюмерии или парфюмерии, дополняющей, например, какие-то бренды одежды, она просто полностью исчезнет».

Сейчас больше вопросов, чем ответов, поскольку парфюмерный рынок еще даже не представляет, как будет работать новая система. Реальные затраты оценить пока невозможно, а также как это отразится на стоимости товаров. Но ассортимент, скорее всего, сократится, считает исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии Петр Бобровский.

Петр Бобровский исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики, товаров бытовой химии «На ценах — непонятно в данный момент, потому что, к сожалению, производители не знают, какая будет итоговая стоимость всей этой системы. А по поводу именно не перебоев, а сокращения ассортимента, действительно, есть такая вероятность, потому что есть какие-то более популярные наименования, есть менее популярные. Естественно, если какое-то наименование менее популярно, а расходы на его маркировку будут выше, чем получаемая выручка от продаж конкретного наименования, подчеркиваю, что не торговой марки, а именно вот конкретного товара, то, скорее всего, производитель такой товар перестанет поставлять. Будет поставлять только те товары, которые пользуются большим спросом».

Драматично введение маркировки только для серых игроков рынка, которые не смогут продавать в России нелегально ввезенный парфюм. Продажу тут же заблокирует касса. Покупатель же будет однозначно в выигрыше. Он всегда сможет проверить смартфоном цифровой код и отличить подделку. И никаких особых затрат на новую маркировку не потребуется, считает замгендиректора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов.

Реваз Юсупов замгендиректора Центра развития перспективных технологий «Речь идет о тысячах евро на производственные линии, т. е. это возможные затраты, которые могут быть у бизнеса. Они пойдут на простые принтеры. Дополнительного какого-то оборудования, которое может изменить бизнес-процессы, для процесса маркировки не требуется. Мы не видим на сегодняшний день как оператор проекта никаких рисков, связанных с тем, что это как-то может повлиять на ассортимент или поставки продукции в Россию. Об этом говорят и пилотные проекты, которые проходят в других товарных группах. Легальные производители от этого только выигрывают, в силу того, что выравниваются конкурентные условия. А в первую очередь выигрывает потребитель, который в результате маркировки получает уверенность в том, что он приобретает то, за что платит. Для конечных потребителей, помимо защиты и безопасности, так же должна снизиться и стоимость на конечную продукцию. При консервативном сценарии, на 5-10%».

В то же время, по оценкам Российской парфюмерно-косметической ассоциации, один завод потратит на сами аппараты для маркировки и переоборудование всего технологического процесса на предприятии порядка 30 миллионов рублей. Для сравнения, выручка известного российского парфюмерного бренда «Новая заря» в 2017 году составила около 800 миллионов рублей.