Банки оставили UTair жить. Они решили не взыскивать долги с авиакомпании
В противном случае это привело бы к остановке работы четвертой по объему перевозок авиакомпании в России
Читать на полной версииУ UTair два кредита на общую сумму около 40 миллиардов рублей. Общий долг — в районе 70 миллиардов. В декабре авиакомпания не заплатила проценты в размере около миллиарда. Тогда авиакомпания просила банки не объявлять дефолт и согласиться на перенос выплат процентов на полгода. В итоге синдикат из 11 банков согласился.
Теперь вопрос, как поступить с допустившей дефолт авиакомпанией, встал вновь. Против взыскания залогов и денег голосовали все три крупнейших кредитора авиакомпании — «Траст», «Россия» и Сбербанк. Они контролируют три четверти синдицированного долга. Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, близких к Utair, и еще сотрудники двух банков-кредиторов.
Как следует из отчетности авиакомпании, по кредитам заложены 50% UTair, принадлежащие НПФ «Пенсионный выбор», недвижимость и самолеты стоимостью 9 милиардов рублей. А также 100% «дочки» UTair — крупнейшей вертолетной компании «Ютэйр — вертолетные услуги».
Все это банки могли бы забрать. Вопрос — зачем? После ситуации с «Трансаэро», банки стали разумнее, говорит независимый банковский эксперт, бывший вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев.
Эльман Мехтиев независимый банковский эксперт «Все прекрасно помнят историю, когда пала другая авиакомпания, и в результате, несмотря на то что там в общей сложности было 27 банков, получили большую часть имущества только некоторые из них. Лучше все-таки, когда должник жив и платит, чем когда должник мертв и у тебя на руках самолёты, которые не очень-то кому нужны. Поэтому имущество — это хорошо, но, с другой стороны, что делать с этим имуществом? Банки — не специалисты по управлению авиапарком и не специалисты по продаже билетов. Банки — специалисты по кредитованию, и, если они видят сложную ситуацию с кредитами, то они, конечно же, будут искать пути, в том числе и за счет реструктуризации, пути возвращения выданных средств»,
Согласно отчету за III квартал прошлого года на счетах UTair было 704 миллиона рублей. То есть денег не хватило бы даже на оплату процентов по кредиту. Иными словами, компания сводит концы с концами. На положение UTair обратил внимание вице-премьер Максим Акимов. Он заявил РБК, что правительство ждет от компании плана решения ее проблем.
А проблемы действительно надо решать, и не только с UTair, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «К сожалению, конъюнктура рынка авиаперевозок сегодня такова, что авиакомпании не в состоянии генерировать какую-нибудь более-менее приличную прибыль. Многие авиакомпании закончили 2018 год, несмотря на рост объемов авиаперевозок, с убытками. И это даже не проблема отдельно взятой авиакомпании UTair, а проблема всей отрасли. И если правительство не вмешается в ситуацию и не попробует как-то переформатировать экономическую среду, для авиационной отрасли, то не только у авиакомпании UTair, но и у многих других авиакомпаний не будет шансов выжить на рынке».
Последний раз правительству пришлось вмешиваться в ситуацию полтора года назад, когда из-за возникших проблем у «ВИМ Авиа» за границей застряли 40 тысяч туристов. Тогда аэропорт «Домодедово» просто отказался заправлять самолеты авиакомпании из-за накопившихся долгов.
Дело дошло до президента. Владимир Путин объявил неполное служебное соответствие министру транспорта Максиму Соколову. В Минтрансе был создан оперативный штаб по организации перевозок пассажиров «ВИМ-Авиа». Ситуацию удалось разрешить, подключив сразу несколько авиакомпаний. Был задействован даже специальный летный отряд «Россия» Управделами президента.
Наверное сейчас, учтя предыдущий опыт, было все-таки решено не делать резких движений в ситуации с UTair, чтобы не допустить подобного коллапса.