Шаман-мобиль и черный квадрат. Как судья смотрела видеоархив «Платформы»
Дискуссия «Русский театр как родовая травма», сербский космонавт в инсталляции и многое другое изучила судья Ирина Аккуратова, готовясь назначить новую экспертизу по делу «Седьмой студии»
Читать на полной версииМещанский суд Москвы 21 февраля определится, кто будет проводить новую финансово-экономическую экспертизу по уголовному делу «Седьмой студии» — о хищении 133 млн рублей, выделенных на проект «Платформа». Сегодняшнее заседание, на котором прокуратура и защита предложили свои вопросы для исследования и экспертные учреждения, превратилось в перформанс.
Назначить проведение новой экспертизы по делу судья Ирина Аккуратова решила 5 февраля по собственной инициативе. Дело в том, что в деле имеется лишь одно заключение, которое делал один-единственный человек — эксперт Татьяна Рафикова. Она работает в малоизвестной организации, некоммерческом партнерстве «Коллегия ревизоров, экспертов и специалистов». Именно Рафикова в декабре 2017 года пришла к выводу, что все обналиченные подсудимыми в 2011-2014 годах для проекта «Платформа» деньги были похищены.
Автор проекта «Платформа», режиссер Кирилл Серебренников, а также бывшая чиновница Минкультуры России Софья Апфельбаум, экс-гендиректор АНО «Седьмая студия» (именно в эту организацию перечислялись бюджетные деньги для финансирования проекта) Юрий Итин и бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский факт «обналички» не отрицают, но утверждают, что ничего не крали, а все деньги шли на постановку представлений.
При этом они вынуждены были признать, что при ведении финансовой отчетности имели место нарушения. В этой части подсудимые списывают всю вину на главного бухгалтера «Седьмой студии» Нину Масляеву, которая признала вину и заключила сделку со следствием. Ее будут судить отдельно.
По словам адвокатов подсудимых, предыдущее экспертное учреждение Следственной комитет выбрал лишь потому, что в солидных государственных организациях были очереди. «Следствие не захотело ждать, в итоге получилась пародия, а не экспертиза», — заявила Business FM адвокат Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова.
Владимир Спиваков и Василий Церетели в качестве экспертов?
Защитники полагают, что эксперт даже не пыталась выяснить расходы на постановки проекта, для этого нужно комплексное исследование. Именно поэтому на слушании 12 февраля адвокаты предположили назначить комплексную социо-искусствоведческую, финансово-экономическую и оценочную экспертизу. При этом они были согласны с предложение гособвинителя Олега Лаврова провести часть исследования в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте РФ. Вторую, оценочную, часть адвокаты предложили поручить экспертам некоммерческого партнерства экспертов и оценщиков «Союз».
Для третьей экспертизы в области так называемого «социально-экономического блока» адвокаты подсудимых просили привлечь девять экспертов, известных людей в области культуры и искусства: художественного руководителя и главного дирижера Национального филармонического оркестра России Владимира Спивакова, директора Государственного театра наций и директора фестиваля «Золотая маска» Марию Ревякину, первого заместителя директора МХТ им. Чехова Марину Андрейкину, исполнительного директора Московского музея современного искусства Василия Церетели, заместителя председателя Союза театральных деятелей Дмитрия Мозгового и нескольких театральных критиков.
По мнению защиты, именно они в силах ответить на вопросы создавались ли в рамках «Платформы» новые постановки по четырем направлениям: «Театр», «Музыка», «Танец», «Медиа»; какова их рыночная стоимость, а также, сколько художников, артистов, танцовщиков и других профессионалов были задействованы в проекте, сколько денег им было выплачено, а также какова рыночная стоимость создания спектаклей, работ и услуг по каждому произведению, выпущенному за период проекта в 2011-2014 годы.
Четыре терабайта информации
При этом если прокурор готов был передать экспертам для поведения исследования лишь несколько выборочных томов уголовного дела и вещдоки, то адвокату Кирилла Серебренникова Дмитрию Харитонову было не жалко для них всех материалов уголовного дела, списка всех лиц, принимавших участие в проекте, а также списка постоянных участников. Плюс к этому адвокат предложил передать экспертам распечатку страницы «Платформы» из Facebook на 745 страницах и видеоархив проекта «Платформа» объемом 4 терабайта. Последний адвокат принес в суд на жестком диске, после чего заседание превратилось в перформанс.
Чтобы понять, стоит ли отдавать видеоархив для изучения экспертам, судья Ирина Аккуратова решила выборочно просмотреть видеофайлы. Это заняло более двух с половиной часов, на протяжении которых сидевший на первой скамейке Серебренников выступал в роли экскурсовода, поясняя, что значит то или иное действо.
«Это что?», — спрашивала судья. «Это шаман-мобиль», — отвечал подсудимый и с готовностью продолжал: «А это материалы к выступлению музыкальной группы, они участвовали у нас в проекте. Это инсталляции, связанные с космическими разработками при участии живого сербского космонавта». Также Серебренников показал судье черный квадрат, театральную дискуссию «Русский театр как родовая травма», рекламные ролики к различным мероприятиям и многое другое.
В какой-то момент даже защитник подсудимого устал от просмотра видео. «Если мы будем смотреть все файлы, то проведем тут три года», — заметил Дмитрий Харитонов. Но судья уже прилипла к экрану, явно радуясь возможности отвлечься от изучения документов.
Ранее прокурор Олег Лавров предложил назначить по делу судебную финансово-экономическую экспертизу в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте РФ. Экспертам он предложил задать ряд вопросов, в частности, какова сумма обналиченных средств, в том числе с помощью банковских карт, снятых со счетов «Седьмой студии», использовались ли эти средства для реализации проекта «Платформа», имели ли привлеченные для обналичивания денег фирмы признаки транзитных фирм и фирм-однодневок. Также эксперты должны ответить, какие экономические последствия наступили после заключения договоров между «Седьмой студией» и данными фирмами, а также причинен ли был ущерб Минкультуры, если да, то в каком объеме.
Выслушав стороны, судья объявила перерыв для изучения переданных ей материалов до 21 февраля. Ожидается, что в этот день она определится, кто именно и где будет проводить экспертизу, а также что для этого использовать. Само же исследование, по словам участников процесса, может занять от одного до трех месяцев.
Рассмотрение резонансного дела началось 7 ноября 2018 года. По версии следствия, Кирилл Серебренников, Юрий Итин, Алексей Малобродский и Софья Апфельбаум похитили в 2011-2014 годах путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 133 из 216 млн рублей, выделенных Министерством культуры РФ в рамках проекта по популяризации современного искусства «Платформа». Свою вину подсудимые отрицают. 16 января суд приступил к допросу свидетелей обвинения, допросив шесть человек. Также суд исследовал чуть больше сотни из 274 томов дела.