Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов объявил о начале партийной перезагрузки. Трансформация, как отмечают СМИ, должна состояться на основе создания довольно популистской платформы.

Идею обсудили на днях в Госдуме с приглашением экспертов и политтехнологов. Большинство из них высказались за то, что такой проект будет востребован в ближайшее время. Получится ли его запустить?

Любопытно, что многолетний лидер эсеров Сергей Миронов объявил о «перезапуске» своей партии ровно в тот день, когда на другом конце света сенатор-демократ Элизабет Уоррен дала старт своей президентской кампании как раз на платформе левого популизма.

Уоррен собрала многолюдный митинг на бывшей хлопчатобумажной фабрике в городе Лоуренс, штат Массачусетс, заявив, что собирается бороться с неравенством в Америке, в том числе обложив дополнительными налогами крупные состояния и усилив регулирование больших корпораций. Дабы выделить себя на фоне остального истеблишмента, Уоррен недавно объявила о том, что в ней течет в том числе индейская кровь, стало быть, она может стать первым президентом страны с такой родословной.

Сергей Миронов пока свою кровь на тестирование каких-то особенностей происхождения не сдавал. Он также не стал собирать митинг на улице, где сейчас довольно холодно, и предпочел пригласить политологов и экспертов в комфортный зал Думы с ее строгим пропускным режимом, где приглашенные, в принципе, выступили в том духе, что, мол, популизм — штука неплохая. Но как эта штука заработает на российской жестко подстриженной политической лужайке, никто не сказал.

Хотя теоретически некоторые обосновывали правомерность такого политического проекта тем, что, мол, есть все технологические возможности свободных прямых коммуникаций с народом, надо просто начать с ним разговаривать на понятном ему языке, и не только во время избирательных кампаний. Но вот только о чем? Так, чтобы Роскомнадзор не заблокировал.

Не стал распространяться на тему будущей платформы и сам Миронов, который, конечно, не может не понимать, что в нынешнем виде «псевдосоциалистический» проект партии «Справедливая Россия» находится на грани смерти. На последних думских выборах фракция прошла в новый состав, с большим трудом преодолев 5-процентный барьер.

На президентских выборах эсеры кандидата вообще не выставляли, поддержав Владимира Путина. Перед этим из партии были «отжаты» все неудобные политические фигуры, которые действительно пытались придать ей некую оппозиционную политическую боевитость, но быстро нарвались на жесткий окорот со стороны тогдашних кураторов внутренней политики.

Неужели теперь Миронов получил отмашку на то, чтобы ему с соратниками таки выйти на невысокие баррикады, провозгласив нечто действительно популистское? Тем более что сейчас, задолго до будущих думских выборов, в определенных политических кругах опять пошли разговоры о надобности как-то освежить нынешнюю партийно-политическую тусовку, поскольку избиратель устал от примелькавшихся за многие годы одних и тех же лиц, исполняющих примерно одни и те же номера в рамках строго согласованного репертуара. Лидер эсеров как раз среди наиболее примелькавшихся.

Многие политтехнологи действительно признают рост в России настроений против истеблишмента примерно в том духе, как это происходит сейчас в целом ряде других стран. Популизм оказался востребован в той же Америке, правда правый, в лице Дональда Трампа. Популисты сейчас фактически у власти в Италии, рвутся к власти в Испании, правые популисты из «Альтернативы для Германии» портят кровь канцлеру Ангеле Меркель.

При этом нынешняя думская оппозиция все же не воспринимается обывателем как антиистеблишмент, скорее как его неотъемлемая декоративная часть. Кроме того, ни в одной из означенных стран не замечено движения популистов, которые испрашивали бы высочайшего разрешения и определения рамок политической дозволенности у традиционного политического класса, тем более будучи его составной частью.

В этой связи вспоминается ироничное выражение про «оппозицию Ее величества», возникшее в Великобритании в начала ХIХ века. Менее известно аналогичное выражение применительно к русской думской оппозиции, впервые употребленное лидером кадетов Павлом Милюковым на завтраке у мэра Лондона в 1909 году, — «оппозиция Его величества». Сергей Миронов, видимо, хочет войти в историю как политик, давший жизнь новому термину — «популист Его величества».