INSTEX — или сокращенно «инструмент поддержки торговых обменов» — создали Германия, Франция и Великобритания для торговли с Ираном в обход санкций США. «Первая маленькая репетиция независимости Европы от Вашингтона», или «шаг по спасению европейской дипломатии», — так немецкая пресса назвала решения трех крупнейших стран Евросоюза отстоять свою политику и спасти ядерное соглашение с Ираном после выхода из него Дональда Трампа.

Система INSTEX предусматривает отказ от проведения расчетов через банки. Фактически торговать с Ираном Европа будет по бартеру. На платформе будут регистрироваться компании, которые хотят продолжать вести с Ираном бизнес, расчет будет производиться как по своповым сделкам. Это совершенно новый опыт для стран Евросоюза и первый пробный шаг, считает председатель Германо-иранской торгово-промышленной палаты Михаэль Токусс:

Михаэль Токусс председатель Германо-иранской торгово-промышленной палаты «На данный момент система предназначена только для Ирана. Но этот инструмент — политический инструмент! — может использоваться и для других стран. Многие уже забыли, но что-то похожее много лет назад было создано для торговли с СССР. И тогда был похожий инструмент, когда немцы отправляли товары в Советский Союз и получали сырье. Все оплаты проходили без денег. Но пока первый шаг сделан для Ирана. И для Евросоюза это, безусловно, прецедент, что-то совсем новое, поэтому так все затянулось — все нужно было делать с нуля. На европейском уровне вообще никогда быстро ничего не решается. Но большие компании, такие как Mercedes или Audi, будут держаться в стороне от торговли через INSTEX из-за страха наказания со стороны США за нарушение санкционного режима. Но у нас есть много маленьких и средних компаний, их около 7 тысяч, они хотят продолжать бизнес с Ираном. У них нет интересов в США, и для них опасность каких-то санкций невелика».

Действительно, крупные компании после введения американских санкций из Ирана ушли. Среди них Siemens, Daimler и французская Total, которая, опасаясь санкций США, приостановила проект стоимостью в миллиард долларов на крупнейшем в мире газовом месторождении Южный Парс в Персидском заливе.

Но европейцы всегда защищали не только крупный, но и малый и средний бизнес. А главное, они пытаются опробовать разные механизмы, как работать со странами или компаниями, против которых вводятся все новые и новые санкции. Так, например, INSTEX cо штаб-квартирой в Париже возглавил немец Пер Фишер. До 2014 года он 30 лет работал в Commerzbank. В 2014 году Фишер возглавил экономическую рабочую группу Евросоюза по урегулированию конфликта на востоке Украины в рамках минского соглашения. Навряд ли это совпадение — скорее целенаправленная политика Евросоюза, считает независимый журналист Борис Райтшустер:

Борис Райтшустер независимый журналист «Очень странно, что Европа хочет показывать свою собственную политику по отношению к иранскому режиму. Если цель Европы — разругаться с США, тогда разумно это делать, но я не думаю, что для Европы разумно разорвать отношения с США, пока Европа не в состоянии вести свою собственную политику безопасности, пока у Европы нет своей армии и пока мы не можем военную политику взять в собственные руки. Немецкая армия в плачевном состоянии, и Германия без США беззащитная. Нам надо либо самим иметь возможность защищаться, или тогда надо ставить на союзников. Пока есть только один союзник, кто может обеспечить. Это может нравиться или нет, но это факт. Они могут ответить по «Северному потоку» и по Ирану. Они уже предупредили об этом, есть официальное предупреждение американского посла. Это вызывало в Германии большое возмущение, что он шантажирует».

На решение европейцев создать независимую платформу INSTEX США отреагировали крайне жестко, заявив, что будут применять суровые карательные меры против всех без исключения компаний, которые продолжат торговать с Ираном. Такое заявление сделал посол США в Германии Ричард Гренелл. И то же самое несколько недель назад он заявлял по «Северному потоку — 2». Американский посол отправил немецким компаниям письма, в которых пригрозил «рисками, связанными с санкциями». Немецкая пресса назвала это новым витком дипломатической напряженности между Германией и США.