Сервис автобусных поездок Flixbus выходит на российский рынок
По данным «Коммерсанта», компания ведет переговоры с российскими перевозчиками, рассчитывая на 30-процентную долю в доходах
Читать на полной версииЯрко-зеленые автобусы Flixbus хорошо знакомы многим, кто часто путешествует по Европе. «Дешевые билеты от пяти евро» — гласит сайт перевозчика, у которого есть и русская версия. Рейсы правда недорогие, отмечает москвич Илья, который часто ездил на Flixbus во время стажировки в Германии:
«Автобусы у них очень удобные. Они двухэтажные. В каждом автобусе Wi-Fi, есть какой-то специальный сайт, где можно посмотреть фильмы, книжки, игры и все такое. Поездки на Flixbus по Германии в среднем никогда не выходили дороже 45-50 евро. Я знаю, что есть пара неприятных ситуаций. Две мои знакомые летали в Германию на стажировку, захотели отправиться в какой-то европейский город при помощи Flixbus, автобус сначала дважды написал, что задерживается, а после вовсе не приехал. Им не дали никакой компенсации за это. Все разводят руками и делают максимально круглые идиотские глаза».
Сам Flixbus — не перевозчик, а скорее агрегатор: партнеры водят автобусы под этим брендом, а Flixbus определяет маршруты, продает билеты, тренирует водителей, оснащает автобусы Wi-Fi-роутерами и другой техникой. Российским перевозчикам сервис предлагает продавать половину мест в автобусах, рассчитывая на 30-процентную долю от выручки. Впрочем, как пишет «Коммерсантъ», ряд крупных компаний уже отказались от сотрудничества. Перевозчики боятся, что Flixbus монополизирует рынок, говорит президент НП «Единая транспортная система «Автобусные линии страны» Борис Лоран:
Борис Лоран президент НП «Единая транспортная система «Автобусные линии страны» «Их принцип — создать монополию на маршрутной сети. Как показывает жизнь, они создают большие проблемы на рынке, банкротство предприятий и прочее. Аргумент о том, что рынок расставляет акценты, конечно, полная ерунда. В результате все равно страдают пассажиры. Модель Flixbus, внедренная в Европе, здесь не пройдет. Заход на наш рынок создаст деструктивную ситуацию, по сути, это попытка очередного передела рынка».
Компания BlaBlaCar тоже недавно заявила о запуске сервиса для автобусных перевозок. Пока что легальные перевозчики смогут размещаться там бесплатно, потом — с комиссией.
Неясно, смогут ли прижиться новации. В России условия перевозчикам традиционно диктуют автостанции, которые забирают у автобусных компаний комиссию до 20% от проданных билетов. Качество при этом оставляет желать лучшего: пассажиры жалуются на тесные автобусы, где невозможно поспать, надоедающие сериалы, которые крутят в салоне ночами.
Если бы российский перевозчик или сервис захотел выйти на немецкий автобусный рынок, пустили бы его туда? По крайней мере, в стратегических отраслях Германия боится инвесторов, не только российских, но особенно арабских и китайских. Очевидно, путь Flixbus на российский автобусный рынок будет совсем непростым.