Уроки трагедии в «звездном доме»: чем опасны бездумные работы дизайнеров
В результате пожара в «звездном доме» номер 12 на Никитском бульваре погибли восемь человек, в том числе двое детей. Еще двое пострадавших остаются в больнице
Читать на полной версииТак называемый звездный семиэтажный дом дореволюционной постройки на Никитском бульваре хорошо знаком москвичам. Среди его жильцов в основном люди известные на всю страну, во дворе снимали «Место встречи изменить нельзя».
Но так случилось, что жертвами пожара стали люди как раз простые и небогатые. Пять из восьми погибших — из семьи Шакуровых, которая жила в восьмикомнатной квартире-коммуналке № 48: женщина с двумя глухонемыми детьми, мамой и 83-летней бабушкой.
По данным СК, возгорание началось в квартире на пятом этаже, в которой проживала дочь музыканта Юрия Башмета. По деревянным перекрытиям огонь быстро перешел на соседние этажи. Снизу выгорели апартаменты, принадлежащие семье руководителя управления «Автомобильных дорог» Александра Орешкина. А сверху провалился пол той самой коммуналки, похоронив под обломками всю семью Шакуровых. Предположительно, к этому моменту они уже отравились угарным газом.
Светский обозреватель Божена Рынска на своей странице в Facebook высказала мнение о том, что в трагичном исходе отчасти виноваты сами жители коммунальной квартиры. Она уверена, что «риелторы тысячи раз предлагали разумное расселение». Однако, как сказали «Московскому комсомольцу» соседи погибших, обитатели коммуналки не хотели продешевить и получить за свои комнаты в таком известном доме приличные квартиры внутри Бульварного кольца.
Конечно, и пол обвалился не просто так. Выяснились подробности: например, квартира, где начался пожар, прошла глобальную перепланировку. До Юрия Башмета, по данным «МК», эта квартира принадлежала американскому дизайнеру Джеффри Свитбауму. Он перенес кухню в другой конец этажа и убрал все перегородки, превратив восьмикомнатную жилплощадь в одну большую студию. Бездумные работы дизайнеров в подобных домах не редкость, рассказывает главный редактор Business FM Илья Копелевич:
В качестве верхних перекрытий в злополучных апартаментах были оставлены четыре деревянные балки и настил, а весь негорючий материал был снят. В соседних квартирах после такого ремонта пошли трещины. Соседи даже судились с Джеффри Свитбаумом, однако тяжбу в итоге проиграли. Только потом квартиру приобрел Юрий Башмет.
К слову, причина возгорания пока не установлена. Приоритетная версия — замыкание проводки. Однако и здесь есть странности: в ТСЖ уверяют, что пять лет назад в квартире был капремонт, провода меняли. К тому же пожар начался во втором часу ночи, когда нагрузка на сеть должна была быть минимальной.
Качественный ремонт и перепланировка, проведенные по всем требованиям, могли исключить вероятность замыкания, говорит вице-президент Московского союза архитекторов Николай Лызлов:
Николай Лызлов вице-президент Московского союза архитекторов «От перепланировки и от каких-то нарушений в проекте может быть нарушена конструктивная часть здания, конструктивная жесткость и несущая способность здания. Перепланировка может нарушить противопожарные нормы, но это будет касаться не возникновения огня, а вопросов пожарной эвакуации. Обычно все это делается после необходимых техзаключений, обследований. Перепланировка согласовывается, просчитывается. Это все очень сильно регламентировано. Как мне кажется, загорелись какие-то провода, которые были заложены в неведомые времена, очень давно. Износилась, пересохла изоляция. В результате ремонта все могло как раз не случиться».
По факту гибели людей возбуждено уголовное дело — пока по статье «причинение смерти по неосторожности двум или более лицам». Однако формулировка еще может измениться. В чем можно быть уверенным, так это в новой волне тотальных проверок пожарной безопасности в жилых домах. Тем более что в центре Москвы таких дореволюционных построек множество.