«Газового короля» отправили в СИЗО за хищение 31 млрд рублей
«Я никогда не был преступником», — убеждал суд Рауль Арашуков. Он просил оставить его на свободе, однако суд был непреклонен
Читать на полной версииБасманный суд Москвы заключил под стражу отца сенатора Рауфа Арашукова Рауля Арашукова, прозванного «газовым королем». Следствие считает его организатором преступного сообщества, действовавшего на Северном Кавказе на протяжении 17 лет и похитившего у «Газпрома» газ на сумму более 31 млрд рублей. Также в СИЗО отправились четверо руководителей структурных подразделений ПАО «Газпром», в том числе племянник «газового короля» Руслан Арашуков.
Меру пресечения топ-менеджерам предприятий газовой отрасли 31 января избирали трое судей Басманного суда. Рауля Арашукова привезли в суд одним из последних, к семи вечера. Сам же процесс стартовал часом позже.
Задержанный накануне в офисе «Газпрома» в Санкт-Петербурге и конвоированный в Москву 59-летний Рауль Арашуков выглядел изможденным. Оказавшись в клетке, он не стал снимать куртку и бейсболку. На вопрос о месте работы сообщил, что является советником генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз», а также подтвердил данные о том, что он действующий депутат Народного собрания (парламента) Карачаево-Черкесской Республики.
Один адвокат на троих
Его интересы представляли два адвоката: Владимир Постанюк, известный защитой бывшего мэра Махачкалы Саида Амирова, а также Сергей Шишов. Последний накануне стал защитником Рауфа Арашукова, сына Рауля Арашукова, члена Совета Федерации от КЧР, отправленного в СИЗО по обвинению в организации заказных убийств лидера молодежного движения «Адыгэ Хасэ» Аслана Жукова и советника главы КЧР, бывшего главы Адыге-Хабльского района республики Фраля Шебзухова.
Оказалось, что Шишов представляет интересы еще одного родственника из клана Арашуковых — зятя сенатора Руслана Агоева, который скрылся. Ему заочно предъявили обвинение в соучастии в убийстве Жукова и заочно арестовали в ноябре 2018 года. На этом основании прокурор потребовал отвода адвоката. Однако суд его не принял, поскольку защитник заверил, что у фигурантов «единая позиция».
После этого Шишов потребовал закрыть процесс, дабы обеспечить безопасность его клиента. Он отметил, что на его доверителя «оказывается давление, чтобы он признал себя организатором преступного сообщества». И если 30 января данный аргумент прошел (суд закрыл процесс об аресте сенатора), то теперь этому воспротивился прокурор. Он напомнил, что Рауль Арашуков является народным избранником и «привык отвечать перед народом». «Ему нечего скрывать, а сведения о его месте проживания имеются в открытом доступе на сайте правительства», — сказал он. В итоге журналисты остались.
После этого следователь озвучил доводы ходатайства о заключении фигуранта под стражу. Он рассказал, что дело о хищении природного газа в ПАО «Газпром» выросло из уголовного дела об убийствах в Черкесске Аслана Жукова и Фраля Шебзухова, совершенных в 2010 году. Их устранили по указанию Рауфа Арашукова, желавшего утвердиться в роли политического лидера КЧР, сказал он.
Задолженность на 31 миллиард рублей
Когда в сентябре 2018 года дело забрали из регионального СКР в центральный аппарат СК, всплыли факты масштабного воровства газа в республике. «Было установлено, что начиная с 2002 года на территории Северо-Кавказского округа существовало преступное сообщество, созданное Раулем Арашуковым, которое занималось хищением природного газа», — заявил следователь.
Он отметил, что Арашуков (с 2002-го по 2011 год он был гендиректором ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь») «постепенно и методично» назначал на различные руководящие должности в газовой отрасли КЧР и соседних регионов своих родственников. Соучастники заключали договоры на поставку большего объема газа, чем было необходимо для нужд потребителей. После этого они похищали газ, реализуя его компаниям и физическим лицам за наличный расчет. «В итоге по состоянию на 2017 год была сформирована невзыскиваемая дебиторская задолженность перед «Межрегионгазом» на сумму 31 млрд рублей», — сказал он.
Представитель СК отметил, что следствие в самом начале пути: сейчас правоохранители проводят неотложные следственные действия на территории различных субъектов РФ, пока не все фигуранты установлены. В этой связи оставлять на свободе Арашукова нельзя. «Лидер преступного сообщества может оказать давление на всех участников уголовного судопроизводства, а также иным путем воспрепятствовать производству по делу», — указал следователь. Он также добавил, что подозреваемый неоднократно «ежегодно» выезжал за границу, а потому может скрыться.
«Мы не видим иного исхода, нежели полная изоляция лидера преступного сообщества, которое занималось совершением тяжких и особо тяжких преступлений. С данным делом уже соединен ряд уголовных дел. С каждым днем проверяем все новые и новые факты преступной деятельности ОПС», — подвел следователь черту под своим выступлением.
Ходатайство СК поддержал прокурор, сказавший, что арест будет единственной эффективной мерой, которая позволит объективно и всесторонне расследовать дело.
Адвокат: «А он тут при чем?»
В свою очередь, адвокаты назвали аргументы следствия голословными, а выдвинутое обвинение — неконкретным. Они просили ходатайство следствия отклонить, не избирая Арашукову никакой меры пресечения, а если суд на это не пойдет, отправить его под домашний арест или отпустить под залог на усмотрение суда.
При этом адвокат Владимир Постанюк блеснул в суде красочной речью. «Даже Сталин говорил, что сын за отца не отвечает!» — начал адвокат, убеждая суд, что его подзащитный попал под следствие за компанию со своим отпрыском. Версию следствия он назвал «голословным блужданием на ниве юриспруденции».
«За нашей спиной стоит человек, который не имеет никакого отношения к взысканию дебиторской задолженности, у него вообще полномочий ноль, они только представительские», — настаивал защитник.
«Что конкретно Арашуков сделал? — вопрошал он. — Слава Богу, минули времена, когда выезд за границу был приравнен к измене Родине. Я считаю, что ездить надо чаще. Но даже если человек и ездил, зачем это ставить ему в упрек?»
Адвокат отметил, что его подзащитного ни разу не вызывали на допрос. «Один из его зятьев действительно подозревается в совершении преступления, а он тут при чем? — заявил он. — Давайте залог обсудим и домашний арест. Он может жить здесь, в Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, в родном ауле Хабез. Его могут приютить где угодно. Человеку 59 лет. Я не хочу сказать, что он стар, но и не молод».
Адвокат заверил, что его подзащитный никуда не сбежит, так как «тесно связан социальными связями со своей семьей»: у него пять детей и десять внуков. А коллега Постанюка обвинил следствие в том, что оно якобы пригласило прессу, так как «хочет хлеба и зрелищ».
Негодование в зале суда
Сам Рауль Арашуков поддержал просьбу защиты и сказал, что «никуда не собирается убегать». При этом он добавил, что «за границей не был уже лет шесть». Обвинение в участии в преступном сообществе он отверг. «Я никогда не был преступником, и не собираюсь. У меня, кроме поощрений от «Газпрома», председателя правительства и президента, ничего нет, я пятый созыв депутат Народного собрания Карачаево-Черкесской Республики, — сказал он. — Все, что и прокурор, и следователь здесь говорили, для меня это новое».
Свое привлечение к уголовной ответственности он связал с ноябрьским поручением президента «навести порядок» с воровством в области энергетики на Северном Кавказе. «Нет бы навести порядок в Дагестане, но они начали с легкого, с сына, и меня к нему притянули. Я какое отношение к этому имею?» — негодовал подозреваемый. Он отметил, что уже десять лет не имеет отношения к газовой отрасли. И посетовал, что следователи «позорно посадили» его сына, а теперь хотят и его отправить вслед за ним.
На это следователь заявил, что оставлять на свободе Рауля Арашукова все же нельзя: нескольким свидетелям уже предоставили госзащиту, и следователи всерьез опасаются за их жизнь и здоровье «при нахождении лидера преступного сообщества на свободе».
В итоге судья Елена Ленская удовлетворила просьбу следствия и заключила подозреваемого в СИЗО до 30 марта. На такой же срок в других залах судьи отправили под стражу еще четверых предполагаемых участников ОПС: племянника Рауля Арашукова Руслана Арашукова, который возглавляет АО «Газпром газораспределение Астрахань» и ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань», а также руководителя ООО «Газпром межрегионгаз Ставрополь» Николая Романова, директора филиала данной организации в Минеральных Водах Гузера Хашукаева и первого заместителя гендиректора АО «Газпром газораспределение Ставрополь» Игоря Травинова.
Их действия следствие квалифицировало как мошенничество в особо крупном размере и участие в преступном сообществе (ч. 4 ст. 159 и ч. 3 ст. 210 УК РФ). Впрочем, официального обвинения пока никому не предъявили, на это у СК есть 45 дней. Раулю Арашукову, судя по всему, будет инкриминирована ч. 1 ст. 210 УК РФ — создание преступного сообщества и мошенничество (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Адвокаты «газового короля» заявили, что намерены обжаловать арест.