Отголоски антигрузинской кампании: ЕСПЧ обязал Москву выплатить 10 млн евро
Это компенсация за моральный ущерб, который понесли полторы тысячи грузин, высланных из РФ в 2006 году. Как сейчас те события вспоминают в Грузии?
Читать на полной версии2006 год. Тогда при крайне напряженных отношениях двух стран триггером стало задержание в Грузии россиян — якобы за шпионаж. Москва ответила масштабно. Возможно, перестарались силовики на местах. Проверки доходили до того, что милиция составляла списки грузинских детей в московских школах. В казино Golden Palace и «Кристалл» неожиданно нашли сотни нелегальных игровых аппаратов. Налоговая внезапно заинтересовалась даже доходами писателя Бориса Акунина — он же Григорий Чхартишвили, который вообще рос не в Грузии, а в Москве. Как он говорил, «тогда я вдруг понял, что я грузин». А параллельно Счетная палата выявила нецелевое расходование средств в Академии художеств, возглавляемой Зурабом Церетели, что тоже было воспринято весьма однозначно.
Но главное, из России было выдворено, по разным данным, от полутора до четырех с половиной тысяч грузинских граждан.
Конечно, есть и другая сторона вопроса: у тех, кого депортировали, действительно были проблемы с законным статусом в России. Но, по сути, клеймо оказалось на всех, кто носит грузинскую фамилию или как-то связан со страной. Говорит грузинский политолог Гела Васадзе.
Гела Васадзе политолог «Там же речь шла даже не о гражданах Грузии. Там речь шла о гражданах Грузии, именно грузин по этническому принципу. Более того, проверяли тогда, как я знаю, всех людей с грузинскими фамилиями. Понимаете, тогда был скандал в связи с офицерами-шпионами, когда в результате информации, которая была получена грузинскими спецслужбами, была сделана попытка арестовать людей, которые занимались шпионской деятельностью на территории Грузии. Они укрылись в штабе. Штаб был оцеплен. В общем, история была достаточно неприятная между двумя странами уже тогда».
Москва больше не повторяла таких кампаний. Но грузинские события остались даже в массовой культуре, например в фильме «О чем говорят мужчины».
— В Москве, когда облавы на грузинов были, меня менты остановили, говорят: «Ты — грузин!» Я говорю: «Э, слушай! Я тебе спою, ты сам меня отпустишь, потому что поймешь, что настоящий грузин так петь не может!»
— Отпустили?
— Конечно, за 300 долларов. Даже песню не послушали.
Можно предположить, что 10 млн евро по решению ЕСПЧ Москва выплатит. В Минюсте только обратили внимание, что потребуют гарантий, что деньги будут справедливо распределены между пострадавшими.