С En+ и «Русала» сняли санкции, но вопросы остались
Они касаются и других компаний Дерипаски, в частности его группы «ГАЗ». Mercedes, например, уже приостановил производство коммерческих автомобилей на ее мощностях
Читать на полной версииИтак, Минфин США спустя девять с половиной месяцев снял санкции с «Русала» и его материнской структуры En+. Условия оказались достаточно жесткими. Олег Дерипаска, который остался под санкциями, снизил свою долю в En+. Больше 10% акций компании перешло швейцарскому трейдеру «Гленкор». «Русал» и En+ обязались быть абсолютно прозрачными для Вашингтона и отчитываться перед ним.
Кроме того, полностью обновлен совет директоров, половина которого состоит из граждан США и Великобритании, а их кандидатуры утвердили в Штатах. Судя по составу, там опытные менеджеры из международных компаний. Присутствуют россияне, например президент бизнес-школы «Сколково» Андрей Шаронов. И есть в совете люди, скажем так, близкие России. Например, Николас Йордан, который еще с 90-х годов работает в нашей стране. Как и его знаменитый в России брат Борис Йордан.
А дальше может ждать очень интересное развитие. По требованию Минфина США только этот совет директоров может решать вопрос о перерегистрации En+. Прошлый совет одобрил переезд компании с острова Джерси на остров Октябрьский в Калининграде. Новый же состав может это решение и не утвердить. А для российских властей это очень важный вопрос. Об этом в середине января в интервью Business FM говорил министр экономики Максим Орешкин:
— Мы считаем, что такие компании должны быть в российской юрисдикции. Мы создали новый режим специальных административных районов, в которых уже сейчас в процессе перерегистрации находится целый ряд компаний, те компании, которые мы с вами сейчас обсуждаем, тоже.
— Совет директоров принял решение, после чего перераспустился. А я замечу, что в том документе, который опубликовало OFAC, в том числе содержался и такой пункт: вопрос о перерегистрации этих компаний может решать только новый совет директоров.
— Наша задача — создать условия, чтобы такая перерегистрация была возможна.
Следующий вопрос касается другой компании Олега Дерипаски, группы «ГАЗ». Она тоже под санкциями, но, в отличие от «Русала» и En+, их с нее не сняли. США лишь регулярно переносят вступление санкций в силу, последний раз срок сдвинули до 7 марта. Для ГАЗа черный список США страшен в основном не экспортом — значительная его часть идет в страны СНГ. Но у корпорации около 600 иностранных поставщиков, и если санкции вступят в силу, то производитель может остаться без части комплектующих и остановить конвейер. Еще осенью СМИ писали, что часть пакета Дерипаски может купить Volkswagen. Для немецкого гиганта это расширение производства, он может помочь ГАЗу с экспортом в Европу. Но это все в теории. Хотя компании уже плотно сотрудничают, замечает ведущий телеканала «Авто+» Павел Федоров:
Павел Федоров ведущий телеканала «Авто+» «Уже сейчас с завода выходят автомобили с двигателями Volkswagen, наши «Газели». То есть тут идет плотное сотрудничество, с одной стороны, и по сборке автомобилей группы концернов Volkswagen, но, с другой стороны, и поставляются компоненты какие-то. В частности, готовые двигатели. Я думаю, как частичное решение — это приобретение какого-то более крупного пакета акций, но это довольно сложное, скорее политическое решение, нежели экономическое, то есть это возможный выход из ситуации».
Но устроит ли такое решение Олега Дерипаску и российские власти? Для первого преградой может стать дисконт. Для вторых — то, что группа «ГАЗ» выпускает технику для российской армии. И пускать в такую компанию хоть и дружественного, но иностранца — вопрос крайне сложный.
А тревожные звонки уже звучат, и достаточно громко. 17 января Mercedes приостановил производство коммерческих автомобилей на мощностях ГАЗа. Причина — отсутствие комплектующих. Связано ли это с санкциями, в компании не пояснили.
28 января «Коммерсантъ» написал, что санкции помешали ГАЗу участвовать в конкурсе на поставку в Москву электробусов. По версии издания, иностранные поставщики отказались работать с российской корпорацией. Контракт на 6,5 млрд рублей в итоге получил КамАЗ.
Впрочем, есть надежда, что весной санкции с группы все-таки снимут. С «Русалом» были сложности, потому что это поставки алюминия, конкуренция с американским металлом. Вряд ли у Минфина США точно такой же интерес к российским «Газелям», которые по американским дорогам не ездят.