Обновлено в 16:13

Задержан преступник, похитивший 27 января из Третьяковской галереи в Москве картину Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Как пишет «Интерфакс» со ссылкой на информированный источник, личность подозреваемого похитителя установлена. «Подозреваемый в похищении картины — Денис Чуприков 1986 года рождения», — сказал собеседник агентства.

Газета «Московский комсомолец» выяснила, что Чуприков родом из Феодосии. Возможно, этим объясняется его интерес к «тематической» картине Куинджи. По образованию он слесарь, сейчас безработный.

Похищенная картина Куинджи обнаружена, ее прятали «на территории строящегося объекта в Одинцовском районе Подмосковья». По предварительным данным, на полотне нет видимых повреждений.

МВД опубликовало запись с видеокамер музея, где запечатлен момент похищения. Мужчина неспешно подходит к картине «Ай-Петри. Крым» и снимает ее со стены. Полотно висело в укромном уголке, смотрительниц рядом не было.

В сети появилось и видео задержания мужчины, похожего на человека, которого запечатлели камеры в музее. По его словам, он не помнит, где был в воскресенье:

— За что задержаны?

— Без понятия.

— Какое преступление совершили?

— Я не совершаю преступлений, я законопослушный гражданин России.

— Вы ранее судимы?

— Нет.

— Привлекались к уголовной ответственности?

— Нет.

— Никогда?

— Я не нарушаю Конституцию и законы Российской Федерации.

— А за наркотики вы привлекались?

— Нет.

— На территории Российской Федерации?

— Нет.

— В декабре прошлого года.

— Нет.

— 2018 года, нет?

— Где вы сегодня днем были?

— Плохо помню. Наверное, надо освежить память.

Похититель якобы прятал полотно на стройке в Одинцовском районе Подмосковья и действовал из корыстных побуждений, сообщили в МВД. В декабре его задерживали за хранение наркотиков. Он является фигурантом уголовного дела и был под подпиской о невыезде.

Похоже, у охраны музея не было четких инструкций на такой случай, говорит искусствовед Андрей Ерофеев:

— Он просто повторил один из известных сценариев проникновения в музей и похищения картины, на который как раз служба безопасности никогда и не прописывала каких-то ответных мер.

— Можно достать картину из рамы, чтобы никто особо не обратил на это внимания?

— Сзади картина фиксируется, но поскольку это все-таки вещь не самая знаменитая, это небольшая картина, может быть, она и была там очень слабо закреплена. Вполне вероятно, что он просто отвинтил крепеж отверткой.

— Возникает вопрос о системе безопасности Третьяковки, учитывая, что это второй инцидент за год. В мае 2018 года психически нездоровый мужчина разбил стекло картины Ильи Репина.

— Это совершенно разные эпизоды, которые нельзя сводить вместе. Одно дело нападение сумасшедшего, а другое — кража. Я думаю, дело связано с тем, что у нас просто очень мало музеев, тем более мало информации о музеях у людей. Поэтому когда речь заходит о музее, то в голове всплывает максимум три названия: Третьяковка, Эрмитаж и Пушкинский. К сожалению, Третьяковка подвергается нападениям часто. Надо сказать, что, по-моему, они делают там действительно все, чтобы такие вещи предотвратить. Но нельзя же в одном месте подавить и нейтрализовать агрессию, которая в принципе развита по всему социальному пространству сегодняшней России. Надеюсь, никакие репрессии не коснутся руководства Третьяковки, потому что в данном случае, я считаю, виноватой является даже не служба охраны музея, а общий климат агрессии, который воцарился в нашей стране.

Стало известно, что картина Куинджи «Ай-Петри. Крым» на временную выставку художника в Инженерном корпусе не вернется. По словам гендиректора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой, полотно доставят в хранилище Третьяковки вечером, а затем отправят в Русский музей.

Зельфира Трегулова генеральный директор Третьяковской галереи «То, что произошло, результат и одно из следствий невероятной востребованности музея сегодня, огромного количества людей, которые приходят в наши залы на наши выставки. Общедоступность множит риски. Я со всей ответственностью отвечаю, что все последующие выставки Третьяковской галереи, несмотря на то, что их бюджеты давно сверстаны и спонсорские средства на это получены, будут оснащены датчиками».

Третьяковская галерея, возможно, введет досмотр посетителей на выходе из музея, добавила Трегулова.

По данным СМИ, из ежегодного бюджета Третьяковской галереи на охрану тратится около 2%. Как сообщил ТАСС официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин, сотрудники ведомства охраняют только вход в Третьяковку, на выходе дежурит служба безопасности музея.

Журналисты спросили пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, эффективна ли охрана таких культурных объектов, как Третьяковская галерея.

Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Преждевременно делать какие-то далеко идущие выводы или обобщать ситуацию. Вы знаете, что подобные объекты, как Третьяковка, охраняются на должном уровне. Безопасность обеспечивается, потому что там хранятся и художественные ценности, и те предметы искусства, которые вообще не имеют ценности. Они бесценны. Поэтому говорить о том, что что-то не так и так далее, наверное, преждевременно. Слава богу, что благодаря энергичным усилиям наших правоохранителей картина найдена. Нет никаких сомнений, что какие-то выводы, конечно же, будут делаться в плане совершенствования. Давайте не забывать, что подобные происшествия случаются во всех странах мира. Далеко не всегда удается так быстро найти предметы искусства похищенные».

Сейчас найденная картина находится у правоохранителей, после завершения следственных действий она вернется в экспозицию. В ближайшее время все полотна музея на временных выставках снабдят электронными датчиками безопасности, сообщили в Минкультуры.

Как данный инцидент отразится на международной репутации Третьяковки? Мнение вице-президента Союза художников России, галериста Феликса Комарова:

— За годы моей жизни десятки, сотни, тысячи бесценных произведений мировой культуры посетило Россию. А таких случаев хищения один-два. Тем не менее, это серьезнейший сигнал, в первую очередь, для Третьяковской галереи. Надо серьезнее все-таки привести в порядок охрану раритетов.

— Поставить сигнализацию на каждую картину дорого?

— Сигнализация на каждую картину — это дорого, но и цена этих картин намного дороже. Они обязаны разориться на то, чтобы сигнализацию имела каждая картина, которая представлена в экспозициях. Подумать, может быть, надо их снабдить специальными чипами, которые при перемещении будут как-то гуглить это пространство, сигнализировать о движении.

В МВД сейчас устанавливают возможных соучастников вчерашней кражи. Если выяснится, что преступник действовал не один, ему грозит до 15 лет лишения свободы и штраф до 500 тысяч рублей. О мотивах преступника рассуждает владелец галереи «Триумф» Емельян Захаров:

— Куда он мог потом деть картину? Это заказ или он сам решил так заработать?

— Никуда. Тут про него же пишут, что он наркоман. Продавал наркотики, употреблял. Наверное, просто люди под воздействием разных веществ делают такие неразумные вещи. Никуда бы он ее не смог деть. Ужас, если такие вещи сразу не находят, как повезло в этот раз, то они гибнут, потому что деть их никуда нельзя. Министерство культуры должно дать денег Третьяковской галерее на систему безопасности. Третьяковская галерея — некоммерческая организация. Она не зарабатывает деньги, поэтому государство должно выделить Третьяковской галерее сигнализацию. Галерея не может пойти и продать что-то со своих стен и купить сигнализацию. Третьяковская галерея показывает картины, сохраняет картины и реставрирует картины. Занимается просвещением.

— Со стороны страховщиков какие-то действия могут быть произведены?

— Что даст страховая премия? Картина была застрахована на 12 млн рублей (200 тысяч долларов условно). Представим, что страховая премия за эту картину 2 млн долларов. Ты не купишь другую картину Куинджи на рынке. Все картины Куинджи такого уровня находятся в музеях, поэтому такая страховая премия достаточна на реставрацию этой работы. Я думаю, потребуется какая-то реставрация, потому что, если картина в плохом состоянии, такие картины не выдаются из музеев на выставки в другие музеи.

Картина Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым» была застрахована на 12 млн рублей. Она выставлялась в Инженерном корпусе Третьяковки, где с октября проходит выставка работ знаменитого художника. Крымский пейзаж привезли из Русского музея. В Русском музее на кражу отреагировали относительно спокойно. Дальнейшие действия определят после более подробного изучения ситуации и консультации со специалистами, заявили в пресс-службе музея.