Свидетель: деньги «Седьмой студии» обналичивались для постановки спектаклей
Допрошенный на процессе Валерий Синельников заявил, что помог обналичить деньги не только для проекта «Платформа», но и для «Гоголь-центра». Несмотря на это, защита считает, что его показания были в пользу подсудимых
Читать на полной версииНа процессе по делу о хищениях 133 млн рублей, выделенных на театральный проект «Платформа», продолжился допрос свидетелей обвинения. Валерий Синельников и Дмитрий Дорошенко рассказали, как участвовали в обналичивании денег для автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова. При этом первого для «обналички» нашла главбух Нина Масляева, которая признала вину и заключила сделку со следствием. Она была так благодарна Синельникову, что, помимо оговоренных процентов, дала ему деньги на автомобиль.
Хотя в Мещанском суде Москвы 60-летний актер, режиссер и предприниматель Валерий Синельников сделал несколько скандальных заявлений, защита его допросом осталась довольна. «Он лишь подтвердил позицию, о которой мы говорим больше года: денежные средства, которые обналичивала Масляева, тратились исключительно на проект, на постановку мероприятий. Но следствие, к сожалению, это не проверило», — заявил Business FM защитник Кирилла Серебренникова Дмитрий Харитонов.
23 января в суде все ждали главного свидетеля обвинения — Нину Масляеву. Она уже приезжала в суд в понедельник, 21 января, но тогда процесс отложили из-за болезни адвоката Ксении Карпинской. Взамен Масляевой место за свидетельской трибуной занял индивидуальный предприниматель Валерий Синельников. Если верить показаниям некоторых свидетелей, с 59-летней Ниной Масляевой его связывали не только рабочие, но и личные отношения.
Актер, режиссер и индивидуальный предприниматель
Синельников рассказал, что знаком с Масляевой с начала 2000-х, когда та еще жила в Брянске. Потом, перебравшись в Москву, она устроила его на работу помощником директора театра «Модерн», где трудилась главбухом. Сотрудничество продлилось всего полгода. По словам Синельникова, позже он оформился как индивидуальный предприниматель и занялся организацией спектаклей и съемок кино. Для этого он мог найти практически все: привлечь актеров, поставить реквизит, организовать гастроли.
Синельников упомянул, что в свое время был директором-распорядителем Театра сатиры на Васильевском (Санкт-Петербург), да и сам работал актером. Согласно информации на сайте «Кино-театр.ру», его фильмография насчитывает семь работ. Так, он снялся в фильме Алексея Балабанова «Морфий», а также сыграл в эпизодах сериалов «Шаман. Новая угроза», «Улицы разбитых фонарей» и «Опера-2».
По словам свидетеля, летом 2011 года ему позвонила Нина Масляева, которая в то время работала главбухом АНО «Седьмая студия». Она предложила ему приехать в Москву (сам Синельников проживает в Санкт-Петербурге) и встретиться с гендиректором «Седьмой студии» Юрием Итиным на предмет заключения договоров о предоставлении услуг в театральной сфере. Такая встреча тет-а-тет состоялась в служебном кабинете Итина в октябре 2011 года, во время открытия фестиваля «Платформа», сказал Синельников.
«Речь шла о реальных услугах?» — спросил его гособвинитель Олег Лавров. «Я спросил [Итина], насколько это будет практическое участие с моей стороны, и понял, что в практических услугах люди не заинтересованы, это будут фиктивные договоры на предоставление услуг для получения мною денег за определенный процент», — пояснил Синельников.
Торг за процент и «обналичка» для «Гоголь-центра»
Синельников изначально оценил свои услуги в 10%, но с Итиным они сошлись на ставке в 8,6%. В дальнейшем предприниматель «самостоятельно округлил» ее до 9%.
Схема сотрудничества была такова: на расчетный счет Синельникова в филиале СДМ-банка в Санкт-Петербурге приходили деньги, которые он обналичивал и за вычетом своего процента привозил лично Масляевой в Москву, где подписывал договоры. Всего с ним было заключено 17 соглашений, по каждому из которых проходило от одного до трех платежей.
Обналиченные суммы составляли от 650 тысяч до более чем 1 млн рублей. Синельников объяснил «разбивку» платежей тем, что «спектакли ставились поэтапно». При этом он пояснил, что с автором «Платформы» Кириллом Серебренниковым не контактировал, так как в этом «не было необходимости».
Кстати, из всех подсудимых Синельников, помимо Итина, оказался знаком также с генпродюсером «Седьмой студии» Алексеем Малобродским. Правда, должность последнего он в суде упорно путал с должностью Юрия Итина — гендиректора «Седьмой студии». С Малобродским он познакомился, по его словам, не в кабинете, а, что называется, «на ходу», после чего свидетель заявил, что «по той же схеме» помог обналичить Малобродскому около 2 млн рублей для постановки спектакля «Дон Жуан» в «Гоголь-центре». Тогда Малобродский уже ушел из «Платформы» и по предложению Серебренникова стал гендиректором «Гоголь-центра».
«А как ваше общение с Малобродским вообще началось?» — уточнила у свидетеля второй гособвинитель Надежда Игнатова. «По предложению Нины Масляевой», — последовал ответ. На уточняющий вопрос о том, оказывал ли он «Гоголь-центру» реальные услуги, Синельников ответил: «К сожалению, нет», добавив, что за свою работу тогда взял 10%.
Синельников очень сокрушался по поводу того, что его реально не привлекли к работе на «Платформе», ведь он, по его словам, это «мог и умел». Защита же старалась поймать его на противоречиях. Так, в оглашенных судьей Ириной Аккуратовой показаниях на следствии 31 мая 2017 года Синельников вспоминал о своем знакомстве с Итиным несколько иначе. Говорилось, что тот пообещал ему гонорар в 9% от суммы контракта за то, что он будет «заниматься подбором актеров, изготовлением реквизита, арендой сцен для спектаклей и тому подобным».
Однако, выслушав их, Синельников заявил, что речь шла именно об «обнале», без оказания реальных услуг. «Он сказал, что ничего делать не надо. «Вы будете обналичивать денежные средства, мы в ваших услугах не нуждаемся», — процитировал Синельников Итина.
«Но почему вы это не говорили следователю?» — удивился защитник экс-гендиректора «Седьмой студии» Юрий Лысенко. «Говорил. Может, он не все записал?» — нашелся свидетель.
Машина в подарок
«А делала ли вам Масляева какие-то подарки, покупки?» — спросила Синельникова Ирина Поверинова, адвокат подсудимой Софьи Апфельбаум.
Оказалось, что Масляева оплатила Синельникову покупку машины, дав на это ни много ни мало миллион рублей. «Я попросил дать мне определенное количество денег, она не отказала. Я купил себе автомобиль», — признался Синельников. «А с какой стати?» — возмутилась защитница. «По-дружески», — ответил свидетель.
«А почему именно к вам обратилась за помощью Масляева?» — подключился к допросу адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов. «Она оценила мою профессиональную деятельность по постановке спектаклей не только в Брянске, но и по всей России», — заявил индивидуальный предприниматель.
На вопрос же, для чего обналичивались деньги, он ответил так: «Видимо, для того, чтобы спектакли делались и показывались зрителям». Впрочем, сказать о том, вышли ли все спектакли, прописанные в договорах, он с уверенностью не смог. «Я не могу это отрицать, но и не могу согласиться. Я не знаю, проходили ли они на сцене, так как я их не смотрел», — признался Синельников.
Свидетель с банковским опытом
Допрошенный следом свидетель 66-летний Дмитрий Дорошенко скандальных заявлений не сделал. Он признался, что уже имеет судимость за «обналичку», получив в 2016 году два года лишения свободы условно. В конце 90-х он трудился начальником отдела кассовых операций в банке «Империал» и Инвестрастбанке, а обналичивать деньги для «Седьмой студии» стал в 2012-2014 годах по предложению своего знакомого Валерия Педченко. Последний ранее уже дал показания в суде, став первым свидетелем обвинения.
Педченко сообщил, что найти фирмы, через которые можно было бы прокачивать деньги, его попросила Масляева. Она боялась, что ее сотрудничество с Синельниковым, через которого прошло и так слишком «много», может привлечь нежелательное внимание.
Педченко брал за свои услуги 10-12%. Оказалось, что он себе «накидывал», ведь Дорошенко брал за услуги от 4% до 8%, и лишь перед новым годом ставка могла взлететь до 15%. При этом лично себе, как утверждал Дорошенко, он оставлял 1%, остальные же деньги шли некоему Андрею — сыну бухгалтера КБ «Московский национальный инвестиционный банк» (лишен лицензии в 2017 году), руководителю «обнальной» площадки. С ним Дорошенко общался по Skypе и лично его никогда не видел. Именно этот человек предоставил реквизиты около десятка коммерческих организаций, сказал свидетель.
Кстати, эти подставные фирмы, как выяснилось, использовались не только для «обнала» на проекте «Платформа», но и для других клиентов, за что Дорошенко ранее и получил судимость. Никого из подсудимых Дорошенко не знал и с ними не общался. Серебренникова он знал лишь из СМИ. «Я хоть и не театрал, но его все знают», — сказал свидетель.
Создателя проекта «Платформа» Кирилла Серебренникова, экс-гендиректора АНО «Седьмая студия» Юрия Итина, бывшего генпродюсера Алексея Малобродского и экс-чиновницу Минкультуры Софью Апфельбаум обвиняют в хищении 133 млн из 214 млн рублей, выделенных на театральный фестиваль в 2011-2014 годах. Вину в мошенничестве подсудимые не признают. При этом они не отрицают факт обналичивания денег, которые, по их словам, требовались для расчетов с актерами, техническим персоналом и подрядчиками.
По словам подсудимых, все обналиченные деньги шли на постановку спектаклей, концертов и других шоу. Сам Кирилл Серебренников в суде заявил, что отвечал лишь за художественную часть проекта, а финансами не занимался. Впрочем, признавшая вину Масляева на следствии заявила, что это не так. Защита считает, что такими показаниями экс-главбух, открывшая частный медцентр, выторговала у следствия свободу.
Ожидается, что допрос Масляевой состоится в ближайшие дни. Не исключено, что она явится на следующее заседание 25 января.