Спорный вопрос. Абэ и Путин обсудят Курилы
Встречу назначили на 22 января. Токио в последние недели все активнее говорит о возможности заключения мирного договора, японские СМИ утверждают, что Абэ предложит подписание в обмен на Шикотан и Хабомаи
Читать на полной версииОбновлено в 13:37
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ во вторник 22 января проведет переговоры по Курилам с президентом России Владимиром Путиным. 21-го числа глава японского правительства приезжает в Москву, а вместе с ним — глава МИД Таро Коно. Он на прошлой неделе уже побывал в России, где встречался со своим коллегой — Сергеем Лавровым.
Накануне визита японское информагентство «Киодо» со ссылкой на правительственные источники сообщило, что премьер Абэ может согласиться на мирный договор, если Япония получит два из четырех спорных островов Курильской гряды. Речь идет об острове Шикотан и группе мелких необитаемых островов Хабомаи.
Настаивать на возвращении двух других островов — Итурупа и Кунашира — Токио не будет, так как «нет никакого способа, чтобы господин Путин одобрил это», заявил агентству высокопоставленный чиновник.
Вот как прокомментировал данное сообщение пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков:
Ситуацию комментирует руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов:
Валерий Кистанов руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН «Передача двух островов Японии и после этого — мирный договор предусмотрены еще советско-японской декларацией 1956 года. Абэ и Путин в Сингапуре 14 ноября прошлого года договорились положить эту декларацию в основу дальнейших переговоров о мире. Но тут надо вещи называть своими именами. Мирный договор — это в основном антураж, на самом деле за ним скрывается более насущная проблема — территориальная. Я не вижу, чтобы вот так в Японии кто-то согласился получить два острова, подписать мирный договор — и все, точка, больше Япония к нам никаких претензий не предъявляет, это невероятно. Потому что принципиальная позиция Японии все 70 с лишним послевоенных лет заключалась в том, что Россия должна отдать все четыре острова обратно. И я очень сильно сомневаюсь, что сейчас приедет Абэ и скажет: давайте так и сделаем, два острова, мирный договор — и все, мы отказываемся от всех дальнейших претензий. Еще менее вероятно то, что Япония пойдет на требование, которое уже неоднократно выдвигалось со стороны России: чтобы Япония в качестве первого шага признала в полном объеме итоги Второй мировой войны, включая российский суверенитет над всеми четырьмя южнокурильскими островами. Принципиальная позиция Японии заключается в том, что Советский Союз силой в конце войны отобрал у Японии Курильские острова, закон на эту тему принят японским парламентом. В свете этого Япония не откажется в обозримом будущем от этого положения. Она может пойти на какие-то варианты, которые смягчают ее позицию, облегчают России передачу ей островов. Например, Россия признает суверенитет над всеми четырьмя островами, сейчас Япония получает сразу два острова, подписывает мирный договор, а потом Россия продолжает пока владеть самыми крупными островами — Кунашир и Итуруп — до подходящего момента, который случится где-нибудь в неопределенном будущем, а потом их тоже передаст. Или, как вариант, заключается сделка по формуле «два плюс альфа»: сразу Япония получает два острова по декларации, подписывает мирный договор, и параллельно ведутся переговоры о принадлежности Кунашира и Итурупа. Еще более мягкий вариант: под альфой можно что-то другое подразумевать, например, Россия передает два острова, подписывает с ней мирный договор, а потом острова Кунашир и Итуруп открываются для полного доступа японцев, и там ведется совместная хозяйственная деятельность. Этот вариант тоже японцев устроил бы, потому что это открывает путь вернуть их себе в будущем».
Нужно ли России решать «курильский вопрос» здесь и сейчас? Мнение заведующего Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании в Институте востоковедения РАН Дмитрия Мосякова:
Дмитрий Мосяков заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании в Институте востоковедения РАН «Мы по итогам Второй мировой войны им отдавать ничего не должны. Все, что есть, это их горячее желание воспользоваться. В свое время Хрущев поднял этот вопрос, и это дало им надежду: давайте не мытьем так катаньем, но каким-то образом этот вопрос будем решать. Юридических оснований все это дело требовать у них нет никаких. Понимаете, они же тоже работают, у нас же тоже создаются некие лоббистские группы, которые говорят о выгодах. В свое время говорили с придыханием, что можно это продать, что огромные деньги поступят, и мы чуть ли не озолотимся, или японцы нас озолотят. Потом стало понятно, что все это пустые разговоры насчет озолочения. Придумывают какие-то другие вещи. Но в основе своей какого-то предмета, кроме того, что Горбачев в свое время признал, что существуют территориальные вопросы, тем самым оживив всю эту вялотекущую кампанию, ничего другого нет. Это классический пример того, что есть надежда на какие-то уступки, что кто-то вдруг подумает: да ладно, давайте решим вопрос, подпишем этот мирный договор. Хотя совершенно непонятно, что он кардинально изменит, реально поменяет в российско-японских отношениях».
Накануне в Москве прошел согласованный митинг против возможной передачи Японии части Курил. По разным оценкам в акции приняли участие от 500 до 2 тысяч человек.