Монополия Сбербанка на рынке карточных переводов может закончиться
Если банк действительно обяжут подключиться к системе быстрых платежей российского регулятора, смогут ли клиенты сэкономить на этом?
Читать на полной версииЦентробанк предлагает законодательно обязать все российские банки подключиться к его системе быстрых платежей (СБП). Она позволяет переводить деньги между любыми банками по номеру телефона с небольшой комиссией. Сбербанк развивает свою конкурирующую систему и к ней подключает сторонние банки, а входить в систему регулятора до сих пор не планировал.
В докладе Центробанка есть предложение законодательно обязать банки подключаться к СБП, пишет «Коммерсантъ». Этот доклад составлен по итогам анализа российского рынка карточных переводов и направлен в правительство.
«У вас есть карта Сбербанка?» и «Привязана ли она к номеру телефона?» — пожалуй, два самых популярных вопроса, которые обсуждаются, когда речь заходит о расчетах. Карточные переводы стали очень популярными в России. Сбербанк фактически монополист — на него приходится 94% этого рынка. Комиссии при межбанковских переводах — барьер для смены банка потребителями и перевода средств в другой банк, цитирует доклад «Ъ».
Видимо, такому виду банковского рабства Центробанк решил положить конец — принудительно. Но выиграют ли от этого клиенты?
Дело в том, что Сбербанк и Центробанк развивают две аналогичные конкурирующие системы быстрых платежей. Правда, в Сбербанке она уже функционирует, а регулятор должен запустить свою в этом году. В конце января к ней собирались подключиться все крупнейшие розничные банки, кроме Сбербанка. Когда летом прошлого года Центробанк объявил о запуске этой системы, Сбербанк стал подключать сторонние банки к своей системе переводов по номеру телефона. Первым стал «Тинькофф».
Монополия любого вида — это плохо, но вряд ли Сбербанк лишится ее в связи с появлением системы быстрых переводов Центробанка, говорит младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский:
Вячеслав Путиловский младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» «Появление нового игрока, пусть даже государственного, увеличит конкуренцию. Не сильно, но увеличит. Тем более что тарифы, которые они обозначили, были довольно-таки подъемные для банков. В любом случае в течение ближайших лет он все равно будет монополистом. Система Банка России не отлажена. Как правило, комиссии будут снижаться, но, я думаю, не очень сильно, потому что «Сбер» — это больше половины банковской системы Российской Федерации. То есть для того, чтобы пользоваться этими переводами, нужно, как правило, иметь там счета, а эти счета уже физически есть, в отличие от всех других банков».
Центробанк не будет регулировать комиссии для клиентов в своей системе, но представитель регулятора говорил о том, чтобы тарифы были разумными. Банки в этом году с системой смогут работать бесплатно, а затем ЦБ собирается взимать комиссию от 50 копеек до 6 рублей за перевод. Разумно предположить, что банки будут брать с клиентов как минимум такую комиссию.
Парадокс в том, что переводы с карты на карту внутри Сбербанка между его клиентами проходят без комиссии, и многие именно для этого и держат там карту и остаток на счете. С новой системой из одной монополии, квазигосударственной, может получиться другая — государственная, говорит директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков:
Василий Солодков директор Банковского института Высшей школы экономики «Поможет ли это удешевить переводы, вопрос сложный, потому что мы одну квазигосударственную монополию — Сбербанк — меняем на еще одну квазигосударственную, поскольку мы знаем, что у нас Центральный банк вроде как независим, у него нет задачи получить прибыль, но по факту и по сути это все равно государственный орган, никуда не денешься. Мы, так или иначе, идем обратно к системе, где есть Госплан и Госснаб».
Рынок платежей очень динамичный, развивается ударными темпами. За девять месяцев 2018 года его объем превысил 19 трлн рублей, что сопоставимо со всем оборотом розничной торговли в России, который за тот же период был лишь на 3 трлн больше (за те же девять месяцев он составил 22 трлн рублей). Сектор более чем привлекательный. Но есть риск, что клиенты не сильно выиграют, если принудить монополиста стать частью другой системы.