Будущее криптовалют: главный вопрос так и не решен
Премьер-министр России Дмитрий Медведев на Гайдаровском форуме заявил, что криптовалюты хоронить рано. Как изменилась их роль за последнее время?
Читать на полной версииЕще относительно недавно власти активно работали над тем, как легализовать криптовалюты. Создать правила их оборота, чтобы государство могло все контролировать. Но постепенно разговоры становились все тише, а закон о цифровых финансовых активах так и не приняли.
Хотя на днях в Госдуме пообещали вернуться к нему в январе — феврале. Видимо, в преддверии этого Медведев и призвал не хоронить криптовалюты, даже несмотря на их волатильность.
У криптовалют традиционно выделяли два главных функционала: возможность спекуляций — рвущийся вверх и летящий вниз курс позволяют хорошо заработать и возможность проводить финансовые операции в обход властей. Без налогов и без грабительских банковских комиссий. Продолжает сооснователь платформы для криптофондов TokenBox Владимир Смеркис:
Владимир Смеркис сооснователь платформы для криптофондов TokenBox «Это достаточно дешевые платежи. Ни один банк в мире сейчас не позволит вам перевести 10 млн долларов или 20 млн долларов, заплатив при этом комиссию в 15 центов, а криптовалюта это может сделать. Безусловно, платежи все транспарентны, то есть видно, когда они были произведены, кому, и, соответственно, не может быть манипуляций задним числом. Это такая платежная сущность криптовалют».
Действительно, биткоин становится все более транспарентен, и как-то американские СМИ сообщали, что преступники перестали пользоваться этой валютой, власти США давно научились вычислять владельцев таких кошельков. Анонимность была еще одним важнейшим преимуществом криптовалют. Недаром, когда в Норвегии недавно похитили жену миллионера, то выкуп потребовали не в прозрачных биткоинах, а в монеро — одной из самых анонимных на данный момент криптовалют.
С другой стороны, идет и процесс легализации. Например, в Белоруссии заработала первая в СНГ криптобиржа, куда вложил деньги сын Михаила Гуцериева Саид. И теперь, как декларируется, белорусы смогут легально покупать на криптоденьги классические биржевые товары. Правда, учитывая объемы и страну, где это происходит, событие скорее идеологическое. Комментирует редактор проекта «КриптоКонсалтинг» Алена Нариньяни:
Алена Нариньяни редактор проекта «КриптоКонсалтинг» «Это просто очень хороший информационный повод для инвесторов, которые вложили свои средства туда. Очень хороший информационный повод для власти. Хорошая история для местных жителей и команд компаний, которые занимаются блокчейном, криптотехнологиями. Это для них такой показатель того, что им действительно включен зеленый свет и они могут двигаться дальше».
Однако не решен главный вопрос. Криптовалюту можно легализовать, но как быть с обменом на реальные деньги? То есть на тот же биткоин, конечно, можно купить в интернете массу еды, но в соседнем супермаркете его не примут. Значит, нужно, чтобы банки меняли «крипту» на традиционные, или, как говорят специалисты, фиатные валюты.
Но нужно ли это банкам? И опять же сколько будет стоить эта услуга? Нужно ли это тем, кто использует валюту в тех целях, о которых они не хотят сообщать государству? То есть им тоже требуются обычные деньги, потому что только за них можно купить билет на самолет в Майами или еще куда-нибудь. Но менять криптовалюту с помощью традиционных институтов вряд кто-то из них захочет. В этом смысле ничего не поменялось, и не факт, что поменяется.
Поэтому лучший комментарий к словам Медведева на том же Гайдаровском форуме прозвучал от профильного вице-премьера Максима Акимова. Финансовые сервисы, которые развиваются на этих технологиях, — вещь перспективная, а сами криптовалюты как именно валюты — безнадежная.