Минфин США вполне предсказуемо отказался выдавать экспортный сертификат на продажу российских самолетов Sukhoi Superjet 100 в находящийся под санкциями Иран. Это связано с тем, что более 10% деталей воздушного судна производятся в США.

О планах поставить в Иран 100 самолетов Superjet 100 компания «Гражданские самолеты Сухого» сообщила еще в 2015 году. Однако лишь в апреле 2018 года был заключен контракт на поставку 40 лайнеров SSJ-100R двум иранским компаниям — Aseman Airlines и Iran Tour. Его предположительная стоимость около 2 млрд долларов. В мае, после возобновления американских санкций против Ирана, компания заявила, что не будет отказываться от поставок воздушных судов в Иран.

Литера R в названии самолета обозначает «русифицированный»: при сборке лайнера используется максимальное число деталей, произведенных в России. На авиасалоне в Бахрейне в ноябре президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Александр Рубцов признался, что в настоящий момент доля американских компонентов составляет 22%, и подтвердил, что поставки начнутся, как только она будет меньше 10%.

Снизить долю американских компонентов до заявленного уровня в Superjet 100 очень сложно. Все дело в самой концепции самолета. Возможно, проще бы было спроектировать новый, считает обозреватель журнала Flight International Владимир Карнозов:

«Эта программа изначально задумывалась как масштабный проект сотрудничества России с Западом, поэтому американские и европейские компоненты в нем не случайно появились, это было целенаправленное решение руководства Российской Федерации и авиапрома на такой совместный проект. Каких-то больших компонентов там нет, используется много элементов, в частности, например, входная дверь американской фирмы. Что более важное, используется программное обеспечение, в том числе, в частности, для французской системы навигации. Также важно, что многие американские критические технологии используются в европейских компонентах, а таковых в общей доле больше 60% в Superjet. Поэтому это все существенно превосходит пороговый барьер в 10%, который по американскому законодательству регулирует продажу аэрокосмической техники третьим странам с учетом наличия в них американских компонентов и технологий. Сейчас переделать, чтобы там не было американских технологий и частей, очень сложно. Я считаю, что проще новый самолет спроектировать».

Секретарь Ассоциации иранских авиалиний Максул Самани достаточно скептически относится к перспективе экспорта Sukhoi Superjet 100 из России. «Похоже, что их поставки теперь под вопросом», — заявил он агентству Ilna.

После снятия американских санкций национальный перевозчик Ирана IranAir разместил заказы на 100 Airbus, 80 Boeing и 20 франко-итальянских турбовинтовых ATR. Однако, поскольку Дональд Трамп возобновил санкции против Ирана, было поставлено только 16 самолетов ATR и три Airbus.