Экс-министру финансов Московской области Алексею Кузнецову предъявлено обвинение
Какое наказание ожидает главного фигуранта громкого дела 2000-х? Почему так долго он был недоступен российскому правосудию?
Читать на полной версииЭкстрадированному из Франции министру финансов Московской области Алексею Кузнецову инкриминируют мошенничество, легализацию денежных средств, полученных незаконным путем, и растрату. Общая сумма ущерба — 14 миллиардов рублей.
На кадрах допроса, обнародованных Следственным комитетом, Алексей Кузнецов выглядит изрядно похудевшим и постаревшим. Взгляд напряженный, но в целом бывший подмосковный вице-премьер и министр финансов спокоен. Следователям Кузнецов говорит, что практически не знаком с делом: «во Франции дело не обсуждалось по существу, и поэтому он даже не знаком с доказательствами».
Теперь ознакомиться с делом экс-чиновник сможет — огромный том он будет изучать, по некоторым данным, в «Кремлевском централе», куда его привезли после экстрадиции из Франции. 13 эпизодов мошенничества, хищений, растрат и легализации преступных доходов — всего на 14 миллиардов рублей.
Впрочем, в середине 2000-х сумма называлась гораздо более внушительная — чуть ли не сотня миллиардов. В «тучные» года министр кромсал бюджет Московской области, не стесняясь.
При этом схемы у него были нехитрые. Передать дорогие подмосковные земли застройщику «РИГрупп» и получить с этого прибыль. Еще один простой способ — похитить деньги, полученные после продажи ценных бумаг подмосковных инвестиционных и ипотечных компаний, которые курировало областное правительство.
Такая активная деятельность не должна была остаться незамеченной у руководства областью. Покрывал ли тогдашний губернатор Громов своего подчиненного или просто был в неведении? Комментирует ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров.
Михаил Захаров ведущий эксперт Центра политического анализа «Пока дела нет, мы не можем говорить о том, что что-то имело еще и начальство. Мы о том, что покрывал кто-то сверху, в общем, определенно пока говорить не можем. Единственное, что мы можем точно говорить, что, видимо, боевые генералы, даже самые прославленные, не так хорошо умеют считать деньги и не являются такими хорошими управленцами, как это им самим представляется. Поэтому вокруг них вполне могут возникать разного рода не вполне чистоплотные на руку люди».
Зияющие дыры в бюджете области пришлось латать уже преемникам Громова. Кузнецов поставил Подмосковье фактически на грань банкротства — долг региона достиг 82% от всех доходов бюджета. Бывший министр действовал не один. Среди сообщников — его зам Валерий Носов, глава «РИГрупп» Виктор Котляренко, а также его жена — бизнесвумен и американка белорусского происхождения Жанна Буллок.
Схему отъема денег у Подмосковья они реализовывали с 2005 по 2008 годы. Тогда муниципальные унитарные предприятия, отвечающие за ЖКХ, стали искусственно создавать задолженность муниципальных компаний перед МУПами. Далее МУПы передавали права на долги фирмам-однодневкам, организованным Котляренко и Буллок. Те, в свою очередь, продавали долги банку, который требовал выплаты у муниципальных компаний — круг замкнулся. Компании, чтобы расплатиться по «дутым» долгам, брали кредиты, которые потом погашались из бюджетных средств. Только на этой схеме было похищено 3,5 миллиарда рублей.
В августе 2008-го, поняв, что земля горит под ногами, Кузнецов покинул страну. Но, несмотря на объявление в международный розыск, бывший министр и не думал скрываться — он вместе с женой скупал дорогую недвижимость во Франции и Швейцарии, отдыхал в Куршевеле, где имел несколько отелей, покупал роскошные машины и ценные произведения искусства. Однако в 2013 году экс-чиновника все же задержали. Генпрокуратура России требовала его экстрадиции, но Франция тянула, а затем и вовсе освободила его из-под стражи. Кузнецов находился под следствием в своей квартире в Париже с электронным браслетом.
Почему же Франция согласилась выдать его сейчас? Комментирует глава адвокатской компании «Трещев и партнеры», полномочный представитель Адвокатской палаты Европейского союза в России» Александр Трещев:
Возможно, что дело не только в политике. Эксперты отмечают, что в последнее время на Западе и особенно во Франции репутация российских бизнесменов, а заодно и бывших чиновников, заметно подмочилась. А это привлекает излишнее внимание общественности, которая недовольна тем, что в стране живут находящиеся под подозрением россияне.
Теперь Кузнецову грозит реальный тюремный срок уже в России. Его бывшего зама Носова в 2016 году посадили почти на 15 лет. Глава «РИГрупп» Котляренко пытался скрыться за границей, но в 2011 году он был задержан на Кипре и выдан России, где заключил сделку со следствием, был осужден на три года и выпущен по УДО через год.
Пожалуй, сухой из воды удалось выйти только супруге. Когда пять лет назад Кузнецова задержали во Франции, Жанна бросила мужа и поныне живет в США и ведет довольно роскошный светский образ жизни. В России Буллок заочно осудили на 11 лет, но власти Соединенных Штатов отказались ее выдать.