Владимир Путин 26 декабря встретится с бизнесом. Это традиционное предновогоднее мероприятие.

Прошлая встреча запомнилась тем, что президент предложил Владимиру Евтушенкову и Игорю Сечину поговорить наедине. Они поговорили, пожали руки — и на следующий день «Роснефть» и «Система» официально помирились. Компания Евтушенкова в итоге избавилась от тяжелого долгового бремени, а сам бизнесмен, можно сказать, полностью реабилитировался.

Эта встреча будет отличаться по составу. Не будет Зиявудина Магомедова. В прошлом году он в Кремле был, а сейчас бизнесмен вместе с братом в СИЗО, и, судя по всему, до их реабилитации очень далеко, если она вообще будет.

На прошлой встрече в публичной части Путин говорил о репатриации капиталов и заявил о создании специальных долговых бумаг. Их выпустили, но, как сообщили СМИ, российский бизнес механизмом не воспользовался. Правда, это было до апреля, до новых санкций. Зато в начале года продлили безналоговую амнистию капиталов. Она закончится в феврале, и, возможно, Путин будет говорить с бизнесом о новом продлении.

Практика показала, что деньги в Россию возвращаются и амнистия очень востребована, рассказывает управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP Андрей Гольцблат:

Андрей Гольцблат управляющий партнер юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP «Сейчас мы наблюдаем у себя достаточно большой поток собственников, акционеров, которые прибегают к добровольной безналоговой ликвидации, когда ты добровольно ликвидируешь свой офшор, и закон позволяет тебе перевести средства в Россию без налогов, и таким образом ты получаешь чистый капитал, который ты дальше можешь использовать в любых инвестиционных целях. Это, безусловно, очень замечательная история».

Недавно Business FM спрашивала у представителей бизнеса, какие вопросы они бы хотели задать президенту. Все опрошенные главной проблемой назвали административную нагрузку. Чиновники, видимо, чтобы показать бурную деятельность, постоянно придумывают новые требования. Об упрощении контроля президент говорит регулярно, и не только на встречах с предпринимателями, но на местах ничего не меняется. Рассказ гендиректора группы компаний «Русит» Дмитрия Филиппова:

Дмитрий Филиппов генеральный директор группы компаний «Русит» «Мы делаем продукцию, в которой одна из составляющих, очень небольшая, это шерсть. Оказывается, для того чтобы это делать, мне нужно получить разрешение от ветеринаров. Затраты на это составят порядка 700 тысяч рублей. Могу назвать пять-шесть служб, которые за последние два года требуют от нас какие-то необоснованные вещи. Каждый раз пугают, что за нарушение всего этого мероприятия выписываются значительные штрафы».

Наконец, новая тема, которую, возможно, обсудят, — «Русал». США согласились снять санкции с компаний Олега Дерипаски, но на кабальных условиях. Половина совета директоров En+, владеющей «Русалом», будет состоять из американцев и британцев, утверждать их будет Минфин США. То есть, по сути, Вашингтон устанавливает контроль над стратегической российской компанией.

Недавно En+ утвердил переезд «Русала» в Калининград. Но это решение должен согласовать новый британо-американский совет. И если в России у акционеров есть возможность успешно биться в судах, то на Джерси с английским правом это будет делать куда сложнее.

Кстати, в En+ входит и «Евросибэнерго», а это крупнейшие сибирские электростанции. Но и они, и группа «ГАЗ» могут независимо работать в России, а 80% продукции «Русала» идет на экспорт. При этом глиноземные заводы — а это сырье для алюминия — у компании тоже за рубежом, хоть и не все.

Может быть, у Москвы и Вашингтона есть какие-то понятийные договоренности — российский алюминий покупают крупнейшие американские компании. Но в любом случае тут есть о чем поговорить.