Голодовка на хлебозаводе: рабочие московского «Черкизово» требуют свои зарплаты
Хлебозавод входит в торговый дом «Настюша», владельца которого Игоря Пинкевича в прошлом году арестовали. Масштаб проблемы в том, что у «Настюши» есть еще несколько комбинатов, и они производят 60% московского хлеба
Читать на полной версииВ Москве объявили голодовку рабочие хлебозавода «Черкизово». Об этом Business FM рассказали сами рабочие. Прокуратура Москвы возбудила уголовное дело, сообщили некоторые информагентства.
Утро пятницы, звонок в редакцию: «Здравствуйте, я рабочий московского хлебозавода «Черкизово». Мы объявляем голодовку». Выяснилось, что на комбинате собрались 50 сотрудников. Само предприятие уже не работает, хотя свет еще есть и печь не остановлена. Людям несколько месяцев не платят зарплату, долги достигли 40 млн рублей, рассказал позвонивший в редакцию Дамир:
— Здесь имеются люди, четыре месяца, с августа, не получают зарплату вообще. Завод остановился из-за того, что он имеет долги перед налоговой службой, перед другими организациями, перед газовой службой. Вот здесь слесарь стоит и говорит о том, что имеется задолженность. 18-го числа придут и здесь свет у нас выключат. А теперь директор нам говорит, что у него денег вообще нет.
— Что предлагает вам делать директор?
— Ничего не предлагает, никакой альтернативы, просто говорит «увольняйтесь», и все.
Затем радиостанция связалась с директором предприятия Яном Соловьевым. Он ограничился фразой «мы привлекаем все меры и активно ведем диалог с рабочими», после чего прервал связь.
Это не просто голодовка рабочих одного завода. Масштаб события в том, что «Черкизово» входит в печально известный торговый дом «Настюша», как и еще восемь хлебозаводов в Москве и Подмосковье, о чем сообщается на сайте холдинга. Эти предприятия производят 60% столичного хлеба, который москвичи ежедневно покупают в магазинах.
Проблемы не только у «Черкизово». Судя по базе СПАРК, у всех предприятий долги и ими занимаются приставы, а одно, завод «Золоторожский хлеб» в Лефортове, в стадии банкротства. Вот что рассказала Business FM его сотрудница Софья Николаевна, которой недавно сообщили о банкротстве и сокращении:
«Нас остановили с 15 ноября, отключили электроэнергию, и завод остановился. Выплаты у нас частично произвели, но не все и не всем. Ситуация очень тяжелая, конечно. Предпенсионный возраст — остались практически без работы, а на заводе работали фактически все такого возраста, 1964-1965 год. Старинный завод, мы много лет отработали, по 30 с лишним лет. «Настюша» нас немножко обидела».
Владелец «Настюши» Игорь Пинкевич скупал московские хлебозаводы в нулевых годах и, как писали СМИ, пользовался покровительством московский властей, сумел наладить поставки зерна и производство недорогого хлеба. А потом решил стать еще и девелопером. «Настюша» стала инвестором строительства жилых комплексов в Царицыне. Потом, как это часто бывает с российским девелопментом, что-то пошло не так. Стройка остановилась, шесть тысяч дольщиков осознали, что могут остаться без квартир.
Сам Пинкевич считает, что его атаковали рейдеры. Следствие уверено, что было мошенничество в крупном размере. В августе прошлого года бизнесмена отправили в СИЗО. А теперь рушится и хлебный бизнес. Комментирует общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, находящихся под стражей, Александр Хуруджи, который занимался делом Пинкевича:
— Очень непростое дело. Но моя позиция какой была, такой и осталась: неужели кто-то думает, что от того, что Пинкевич находится в следственном изоляторе, дома кто-то быстрее достроит, чем это мог сделать застройщик?
— А если про хлебный бизнес говорить?
— А про хлебный бизнес… Поймите, валится все.
Business FM звонила ретейлерам, которые продают хлеб комбинатов «Настюши». Кто-то отказался от комментариев, кто-то не отвечал на звонки. Поскольку речь идет о 60% московского хлеба, редакция обратились в мэрию. В департаменте торговли сначала попросили подождать, потому что все заняты — в столице начался рождественский фестиваль. Потом переадресовали в департамент предпринимательства. Там предложили обратиться в департамент промышленной политики. Последний на запрос на момент публикации материала не ответил. И лишь адвокат Пинкевича Вадим Мышлявкин рассказал радиостанции, что его подзащитный пытается спасти заводы:
Вадим Мышлявкин адвокат «По поручению Пинкевича велись и ведутся переговоры с различными заинтересованными сторонами, потому что спасать заводы надо. Мало того, текущие мощности, которые есть в Московском регионе, наверное, не обеспечат потребности Москвы и области в хлебе в полном объеме».
Вечером пятницы Business FM вновь связалась с рабочим завода «Черкизово» Дамиром. Он рассказал, что приехала полиция, скорая, прокуратура, Следственный комитет. Следователи опросили рабочих и предложили написать заявления. Хотели опросить и директора, но он, по словам Дамира, незаметно покинул завод. Еще сотрудники связались с коллегами с других предприятий «Настюши». Там тоже задержки зарплаты, хотят объединиться. Но большую часть разговора собеседник посвятил опасениям, что предприятию за долги отключат электричество и на построенном еще в 30-х годах заводе остановится печь. Пожилые рабочие рассказывают, что ее не останавливали даже во время войны.