НОВАТЭК 11 декабря в присутствии премьер-министра Дмитрия Медведева не только досрочно запустил третью очередь проекта «Ямал СПГ»: в этот же день началась погрузка партии сжиженного газа, который отправится в путь на газовозе «Кристоф де Маржери», названном в честь погибшего главы французской корпорации Total. Это судно построено специально для проекта «Ямал СПГ» на южнокорейской верфи. Именно там свои суда заказывает НОВАТЭК.

В то же время в правительстве еще весной подготовили законопроект, чтобы по Северному морскому пути российские углеводороды перевозились на российских же судах. Однако законом эта инициатива пока так и не стала. И, судя по всему, у нее есть противники. Хотя она соответствует общемировым практикам.

Алексей Мухин директор Центра политической информации «Общемировая практика складывается, к примеру, что транспортировка углеводородов на Аляске производится исключительно на американских танкерах, то есть на танкерах, которые произведены в США. И это не обсуждается. Почему НОВАТЭК создает для себя льготные условия — это большой вопрос».

Кстати, такая же практика есть в Китае и в той же Южной Корее. Но сейчас силами «Роснефти» строится отечественная судоверфь «Звезда» на Дальнем Востоке, которая будет производить российские танкеры. И было бы логично, чтобы российские производители углеводородов заказывали суда на отечественном предприятии.

У НОВАТЭК есть свой аргумент, который нельзя не учесть. В Корее суда стоят дешевле, а от этого зависит экономика проекта компании. С другой стороны, аналитики отмечают, что НОВАТЭК, развивая ямальский проект, получил от государства большие льготы: эксклюзивное право на экспорт СПГ, нулевую экспортную пошлину и нулевую ставку НДПИ. И компания, наверное, могла бы все-таки помочь отечественному судостроению в будущем. В целом же дискуссия пока остается открытой.