Алексей Комок: «В 2019 году технология смарт-стыковок изменит представление путешественников о покупке авиабилетов»
Директор по маркетингу онлайн-тревел-агентства «Купибилет» Алексей Комок рассказал об актуальных трендах рынка самостоятельных путешествий и о том, как к новогоднему путешествию практически бесплатно приплюсовать еще один город
Читать на полной версииПо его словам, технология смарт-стыковок дает пассажиру не только гораздо больше готовых вариантов перелета, но и возможность сэкономить.
Приближаются новогодние каникулы: какие направления в этом году оказались востребованы?
Алексей Комок: Тенденция, которая характеризует реальность: мы все больше времени проводим за пределами страны. Путешествия становятся доступнее, меняются парадигмы взаимодействия работодателей и сотрудников, бизнес-инфраструктура уходит в онлайн. Специалисты выбирают удаленные рабочие места, предприниматели и владельцы компаний больше не нуждаются в личном присутствии в стране: почти всеми процессами можно управлять удаленно. Люди путешествуют все больше и становятся все искушеннее и прихотливее. Посетить рождественскую ярмарку или отдохнуть на пляже в Тунисе уже не так интересно. Душа просит большего, а пытливый разум хочет неизведанного. В 2018 году мы наблюдаем рост спроса на необычные и не самые близкие направления: Вьетнам, Бангладеш, Малайзию и даже Нигерию. Основной же спрос на города и страны в 2018 году, безусловно, диктуют международные отношения и тарифная политика авиакомпаний. Конфликт 2015-2016 годов и последующая отмена безвизового режима и чартерных рейсов в Турцию сказывались на спросе на направление еще долгие месяцы после нормализации отношений двух государств. Но начиная с весны этого года направление не просто «оживает», а демонстрирует небывалый подъем: интерес к Турции растет с каждым месяцем все больше, и к Новому году Стамбул вырывается в лидеры по количеству бронирований на праздники. Турция, страна, которая всегда ассоциировалась с пакетными турами и пляжным отдыхом, становится Меккой и для самостоятельных путешественников. Здесь действительно есть, что посмотреть: пестрый и противоречивый Стамбул, ландшафтная Каппадокия, сказочный термальный курорт Памуккале, легендарная гора Арарат, древний город Эфес, бесчисленное множество потрясающих мечетей. Продолжает расти интерес к Грузии: в 2018 году спрос на нее на новогодние праздники вырос в 4,5 раза. Сегодня, пожалуй, уже ни у кого не осталось друзей, у которых нет фото с самобытных улочек Тбилиси или черноморского побережья Батуми. Грузия полюбилась, и, если летом туристы отдавали предпочтение столице и пляжам, то зимой интерес сосредоточен на горнолыжных курортах. Важный фактор, который формирует спрос — гибкое ценообразование на билеты. Лоукостеры активно развивают прямые перелеты в Европу, и мы наблюдаем, как растет спрос на европейские столицы: Прагу — в 2 раза, Берлин — в 6 раз, Париж — в 2,5 раза, Тель-Авив — в 5 раз.
Ближе к Новому году цены на авиабилеты традиционно растут. Если ли еще шанс купить их по относительно низким ценам?
Алексей Комок: В этом году наши клиенты начали планировать январские каникулы еще раньше, чем обычно: массовые бронирования на Новый год начались уже в июле. Путешественники становятся искушеннее и понимают, что чем раньше позаботиться о билетах, тем больше шансов приобрести их по недорогому тарифу. Путешествие за границу в большинстве случаев — это гораздо большие финансовые затраты и нечто более грандиозное, чем, скажем, поездки по стране. Есть определенная категория людей, которая планирует следующий отпуск сразу после возвращения из предыдущего, есть довольно большой процент путешественников, которые детально расписывают маршруты своих отпусков на год вперед. Переплачивать никто не хочет, даже если речь о небюджетных направлениях: при планировании путешествий наши соотечественники по-прежнему склонны поступать рационально. Недорогие билеты по большинству направлений на Новый год практически без проблем можно было забронировать до октября. Сейчас ситуация изменилась: спрос на вылеты в конце декабря слишком велик, и единственной хитростью может стать старт путешествия из европейского аэропорта: Риги, Хельсинки, Минска и так далее, но даже в этом случае мы уже на начало ноября имели дело с перегретым спросом. Улететь экстремально дешево уже вряд ли получится, но для того, чтобы получить большее за те же деньги, рекомендуем рассмотреть варианты билетов со смарт-стыковками. Итоговая стоимость билетов будет дешевле не в каждом конкретном случае, но зато появляется возможность посетить еще один город в рамках маршрута.
На конференции Online Travel 3.0 «Купибилет» презентовал технологию, которую вы только что упомянули. Что она меняет на рынке онлайн-бронирования билетов и что дает путешественнику?
Алексей Комок: Смарт-билет — маршрут, который «на лету» собирается «Купибилетом». Представьте себе: обычный билет с пересадкой существует в природе и его можно найти везде — на сайте авиакомпаний, у наших конкурентов онлайн-тревел-агентств, на метапоисковиках типа Aviasales, а наш билет — не существует, но за 200 миллисекунд собирается из тысяч отдельных билетов. Система ищет идеальные варианты с точки зрения цены и времени пересадки и отдает их пользователю. В результате стоимость билета по сложному нестандартному направлению, например, Барнаул — Нью-Йорк, может быть ниже готовой сборки от нескольких тысяч до пары десятков тысяч рублей. Человеку не нужно ломать голову, какие билеты купить, чтобы в результате это оказалось дешевле, чем готовые «комбо». Не нужно волноваться о том, что недостаток опыта не позволит грамотно рассчитать время между пересадками, чтобы все успеть. Для путешественника, голодного до новых впечатлений, смарт-маршруты находка еще и потому, что это потрясающе удобная возможность посетить за поездку еще один город — тот, в котором происходит пересадка. По опыту, который мы получили еще в 2015 году, многие путешественники именно так и делают: выбирают пересадки с большим окном, чтобы перед следующим рейсом погулять по еще одному городу. Этот инсайт и натолкнул нас на разработку новой технологии поиска билетов — смарт-маршрутов.
В чем секрет технологии? Почему онлайн-тревел-агентства до сих пор не предложили путешественникам нечто подобное?
Алексей Комок: В 2015 году мы опытным путем выяснили, что энная доля путешественников сознательно выбирает стыковочные рейсы с долгими пересадками, чтобы включить в маршрут еще один город. Провели телефонный соцопрос и поняли: надо действовать. Следующие три года были напряженными: мы собрали лучшую команду rust-разработчиков Петербурга и создали уникальную технологию поиска и стыковки билетов. На протяжении трех последних лет мы создавали и в апреле 2018 года запустили уникальный алгоритм поиска, в ядре которого нейронные сети. Технология комбинирует несколько отдельных билетов с общими стыковками. На пальцах это выглядит так: смарт-поиск «Купибилета» обрабатывает тысячи билетов по направлению, которое ищет пользователь, и склеивает их в единый маршрут. При этом билеты, которые входят в маршрут, могут быть разных авиакомпаний, более того, между этими авиакомпаниями могут не быть заключены договора интерлайна. Тут требуется пояснение: авиакомпании заключают друг с другом договора, в рамках которых продают «спаянные» билеты на рейсы: первый рейс маршрута обслуживает одна авиакомпания, второй — другая. Делается это, прежде всего, для того, чтобы расширить географию перелетов за счет партнеров и предлагать клиентам больше возможностей с точки зрения досягаемости конкретных локаций — ведь не каждая авиакомпания летает во все города мира. Такие билеты продаются как единое целое, хоть и рейсы обслуживают разные перевозчики. В результате пассажир получает не только гораздо больше готовых вариантов перелета: разные комбинации городов пересадки, времени вылета и времени в пути, но и может сэкономить за счет того, что умный поиск компонует действительно дешевые билеты.
Какое будущее вы видите за технологией?
Алексей Комок: Смарт-маршруты расширяют географию путешествий и помогают путешествовать чаще и интереснее, однако в текущем виде не решают боли большинства людей: доступность некоторых регионов, городов и островов все еще оставляет желать лучшего. Самолеты не летают во все уголки мира, да и не могут летать, поэтому в наших планах подключить к системе другие виды транспорта: поезда, автобусы, паромы. В смарт-стыковки уже заложена мультимодальность — комбинация маршрутов для разных видов транспорта, и в скором времени мы сможем еще больше облегчить жизнь путешественников. На свете тысячи мест, куда удобнее, быстрее и дешевле добраться на нескольких видах транспорта — отдаленные регионы России или та же Европа, где все рядом, а между столицами, например, Веной и Братиславой, можно путешествовать на поезде, как петербуржцы и москвичи путешествуют на «Сапсане». Все на одном сайте в рамках одного поиска — удобно и быстро.
Авиакомпании постоянно меняют требования к провозу багажа, что нередко становится неприятным сюрпризом для туристов, причем в самый последний момент. Как избежать подобных недоразумений и непомерных доплат?
Алексей Комок: Лоукостеры действительно иногда ведут себя непредсказуемо: новые требования к габаритам ручной клади шокируют и порой вообще никак не вяжутся со здравой логикой. Решения и правила, однако, никогда не принимаются в одночасье. В маршрутной квитанции пассажира прописаны ограничения, их нужно иметь в виду при планировании путешествия. Если билет приобретается заранее, за несколько дней до вылета лучше актуализировать данные: информация в личных кабинетах на сайтах и в приложениях авиакомпаний и онлайн-тревел-агентств обновляется онлайн вместе с требованиями к формату багажа.