Президент Владимир Путин на встрече с Советом по правам человека попросил выяснить причины отмены концертов музыкантов в регионах, сообщила омбудсмен Татьяна Москалькова. Сама она уже направила запрос в столичную прокуратуру. В последнее время в разных регионах страны в результате давления правоохранительных органов на владельцев клубов и концертных площадок были сорваны концерты рэперов Элджея, Jah Khalib, Ганвеста, Монеточки, Matrang, групп «Френдзона» и IC3PEAK. Почему президент взялся за рэп?

Дело рэпа вышло на высший государственный уровень. Президент велел разобраться, почему стали запрещать концерты. Это началось после того, как выяснилось, что напавший на керченский колледж, расстрелявший 20 однокурсников, слушал рэп. «Вот и наслушался», — смекнули, предположительно, в ФСБ, откуда, по некоторым данным, пошла соответствующая негласная команда.

При этом если бы кто-нибудь в Думе сходил на несколько концертов рэперов разных направлений, то в контексте борьбы за нравственность могло бы уже появиться множество инициатив по запрету таких представлений, которые по меркам Роскомнадзора ни в какие рамки не лезут — в черный список заносят за куда более безобидные вещи. А тут можно отыскать и пропаганду наркомании, и суицида, и мат, и все что угодно. Многие тексты вообще нельзя назвать иначе как словесной помойкой. Впрочем, за дебилизм никого не запрещают, как известно.

Думцы к рэперам не ходили. Это они отложили, видимо, до следующих выборов. Для многих это направление массовой культуры — вообще параллельная вселенная. Кто-то из родителей, может быть, в ужасе от того, чего может наслушаться подросток — а это большая часть аудитории — от некоторых исполнителей.

С другой стороны, у ряда известных рэперов тексты считаются вполне даже приличными. Думцы сами недавно пригласили их к себе — посмотреть на инопланетян. В целом «круглый стол по рэпу» получился вполне дружелюбным. И даже Елена Ямпольская, глава комитета по культуре, известная своим консерватизмом, выступила против запрета этого жанра и за то, чтобы на концерты ставили маркировку 18+, что в случае соблюдения этого правила сильно урежет аудиторию таких концертов.

Против запрета рэпа выступил и министр культуры Владимир Мединский. Высказался даже глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, предложив давать рэперам государственные гранты. Действительно, почему байкерам дают, а рэперам еще нет?

Видимо, в высоких политических кругах поняли, что не надо идти по стопам советских партократов, запрещавших то джаз, то рок, то еще что-нибудь, что не вписывалось в культурный официоз. В поздние советские годы, правда, чтобы, как говорят в таких случаях, не упустить нашу молодежь, было решено взять музыкальный авангард под крыло комсомола. Авангард с тех пор стал мейнстримом, а комсомол сгинул. Притвориться своим в доску для по-настоящему популярной тогда молодежной культуры у него все равно не получилось.

Сегодня те же думцы тоже могут заигрывать то с байкерами, то с блогерами, то с рэперами. Однако это вовсе не означает, что рэперы начнут заигрывать с депутатами. Этот сегмент культуры все равно не удастся полностью интегрировать ни в ряды «Единой России», ни «Общероссийского народного фронта». Однако власти, видимо, боятся, чтобы туда не проникли всякие навальные и чтобы рэп-баттлы не превратились в баттлы политические с неконтролируемой повесткой.

Репертуар исполнителей вряд ли удастся кардинально поправить государственной опекой. Если его начнут править, отделяя грантами правильный рэп от неправильного, то далеко не факт, что рэперы с государственной поддержкой и высокой социальной ответственностью удержат свой рейтинг.

Впрочем, то, что решено все же не плевать против ветра, то есть рэпа, уже само по себе разумный шаг. Тем более что репертуар большей части исполнителей носит подчеркнуто аполитичный характер. Аполитизм лучше, чем оппозиционный рэп, он к массовым беспорядкам против пенсионной реформы не призывает. А вот если продолжать запрещать концерты, то неизвестно, как на это отреагирует аудитория.

Как попутно выяснилось, если слухи о том, что первоначальная идея запрета рэп-концертов исходила от кого-то из ФСБ, то после выступления главы СВР в защиту рэпа можно подумать, что у этих двух служб могут быть разные музыкальные вкусы. Впрочем, с политической точки зрения это чисто стилистические расхождения.