Обновлено в 14:21

«Жемчужная река» продала нескольким сотням российских путешественников туры в Китай без обратного билета в Россию. Точнее, маршрут-квитанция на обратный перелет авиакомпанией Pegas Fly у них была, но, как выяснила Росавиация, документ фальшивый.

Вот что рассказал Business FM советник руководителя российского авиационного ведомства Сергей Извольский:

Сергей Извольский советник руководителя Росавиации «Туристы «Жемчужной реки» предоставили нам документы из своего туристического пакета, включая маршрут-квитанцию электронного билета. Так вот, рейс, который должен был вывозить этих пассажиров и значился в электронной квитанции, выданной «Жемчужной рекой» туристам 8 декабря из «Хайкоу» в «Жуковский», состояться никак не мог, поскольку его даже в планах не было. И вот такие маршрут-квитанции электронного билета получили на руки несколько сотен клиентов «Жемчужной реки». Значит, по сути, этот туроператор выдал им билеты и купил для них у авиакомпании билеты только в одну сторону — в Китай, обратных билетов у этих туристов нет. Мы об этой ситуации проинформировали правоохранительные органы и Ростуризм, связались с консульством РФ в КНР. Представители консульства нам сообщили о том, что, по их данным, более 200 человек могут находиться в аналогичной ситуации — без обратного билета. Полагаем, что в данном случае возможно использование финансовых средств Фонда турпомощи для того, чтобы оплатить авиакомпании перелет. Стоимость перелета из «Жуковского» в «Хайкоу» выйдет более чем в 200 тысяч долларов: это топливо, это обслуживание в аэропортах России и Китая. Очень большая сумма. Но мы сейчас не оставляем пассажиров в беде, договариваемся с авиакомпаниями, чтобы они выписывали билеты пассажирам даже других компаний, которые непонятно каким образом должны были улететь».

Согласно последним данным, Ростуризм исключил оба юрлица «Жемчужной реки» из единого федерального реестра.

Сложности с авиаперевозками преследовали «Жемчужную реку» буквально с момента ее выхода на российский рынок летом прошлого года, пишет «Коммерсантъ». Сначала ее основным партнером должна была стать «ВИМ-авиа», но осенью 2017 года перевозчик перестал работать.

Затем туроператор сотрудничал с Pegas Fly, но этой авиакомпании китайские власти несколько раз не согласовывали полеты на Хайнань. Аналогичные трудности были и у другого перевозчика туроператора — авиакомпании «Алроса».

Как пишет издание, с отменой согласованных полетных программ на Хайнань или задержкой получения слота сталкивались многие работающие на этом направлении туроператоры. Такая проблема действительно есть, и «Жемчужная река» не имела права отправлять туристов без всех согласований, говорит советник руководителя Ростуризма, гендиректор холдинга «ВИП-Сервис», член Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин:

Дмитрий Горин советник руководителя Ростуризма, вице-президент Ассоциации туроператоров России «На этом направлении действительно есть одна сложность — это сложное получение слота. Слот — фактическое время прибытия и отправления частного рейса. Многие перевозчики тратят на это иногда до трех месяцев, чтобы согласовать полученный слот. В этой ситуации программы зачастую срываются или переносятся. Было распоряжение: до получения всех разрешений недопустимо продавать туристические поездки по этому направлению, и в такой ситуации это еще раз возьмут на контроль, наверное, все наши регуляторы. Ранее крупным перевозчиком на этом направлении была авиакомпания «ВИМ-авиа», которая прекратила свою деятельность. Именно с уходом этого перевозчика было сложно получить обновленные слоты. В ситуации, которая сейчас возникла, фактически в течение всего года, с декабря происходили переносы, отмены туров, в том числе из-за неполучения слотов. Но это не является основанием для оправданий».

Основатель и руководитель компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel Майя Котляр советует покупателям туров самостоятельно проверять брони отелей и по возможности авиабилетов, иными словами, не доверять никому:

— Я всем рекомендую проверять бронь в отеле. После оплаты через неделю писать прямые письма в отель и проверять, поскольку ваучер, который выдается, никак нельзя сделать полномасштабным официальным юридическим документом. Его выдает сама компания на своем бланке, со своим логотипом, и его очень легко подделать.

— А с билетами что делать?

— К сожалению, с билетами никак не получится проверить. Если это чартеры, то вообще никаким образом, но если это регулярные авиарейсы — таким же путем, что и гостиницы. Хайнань — очень специфическое направление, которое не представляет сильного интереса для туристов из-за долгого перелета, нерелевантного соотношения цена — качество, поскольку такие пляжи, как в Хайнане, можно получить и в более доступном Вьетнаме, и в более доступном Таиланде с более шикарными условиями. Поэтому Хайнань обычно выбирают приверженцы Китая вообще в целом, и они координируют туры Китай — Хайнань, Гонконг — Хайнань. Поэтому очень мало туристических компаний, которые ставят на Хайнань прямые чартеры.

Ранее о приостановке полетов в Китай по заказу «Жемчужной реки» объявила авиакомпания «ИрАэро». По словам главы Росавиации Александра Нерадько, туроператор задолжал перевозчику более 2 млн долларов. Сейчас, по данным авиакомпании, на острове Хайнань находятся около 1,5 тысячи клиентов туроператора, некоторые из них не могут вылететь с 8 декабря.

Руководитель Ростуризма Олег Сафонов говорил, что всех туристов «Жемчужной реки» вывезут из Китая до конца текущей недели. Сотрудники ведомства отправятся на Хайнань, чтобы решить проблему.