Владимир Путин поручит генеральному прокурору проверить законность ареста правозащитника Льва Пономарева. Об этом президент заявил на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека, отвечая на реплику члена СПЧ журналиста Николая Сванидзе.

Ранее Пономареву также отказали в просьбе приостановить его административный арест, чтобы он мог проститься со своей коллегой, правозащитницей Людмилой Алексеевой. На это обратил внимание и Николай Сванидзе:

Николай Сванидзе: Последнюю в своей жизни подпись за день до смерти Людмила Михайловна поставила под заявлением с требованием освободить Льва Александровича Пономарева. Лев Пономарев получил сначала в Тверском райсуде Москвы 25 суток административного ареста за перепост, а затем в Мосгорсуде срок, я считаю издевательски, снизили до 16 суток. Это стыд и позор для меня лично, что в день похорон Людмилы Михайловны и в день столетия Солженицына Лев Пономарев сидит в кутузке. Я не юрист, поэтому мне трудно судить о юридической составляющей этого дела, я могу судить только о морально-этической, о чем я вам доложил, но в Московском городском суде Льва Александровича защищал член нашего совета Генри Маркович Резник, который разбирается в юриспруденции лучше, чем я. И он считает, что решение обоих судов было неправосудным, поскольку отсутствует состав преступления. Я прошу вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать поручение генеральному прокурору проверить законность осуждения Пономарева. Спасибо.

Владимир Путин: Я, конечно, попрошу Юрия Яковлевича Чайку посмотреть повнимательнее. В то же время ставить под сомнение сейчас в нашем разговоре справедливость принятого судом решения мне очень трудно, как вы понимаете, просто невозможно. Есть суд, он принял решение, потом второе решение. Я, разумеется, исходил из того, что эта тема всплывет, и, само собой разумеется, у нас все-таки совет особый и люди здесь особые собрались, было бы странно, если бы эти вопросы не прозвучали. Но как я увидел из той справки, которую прочитал, речь шла о призывах к несанкционированным митингам, шествиям и так далее. Мы же с вами не хотим, чтобы у нас были события, похожие на Париж, где разбирают брусчатку, жгут все подряд и страна потом погружается в условия чрезвычайного положения?

Глава СПЧ Михаил Федотов на этом же заседании сказал о том, что, по его мнению, решение суда, отказавшегося отпустить Льва Пономарева на похороны Людмилы Алексеевой, должно быть обжаловано.

В продолжение темы Николай Сванидзе обратил внимание президента на то, что в основе «дела «Нового величия» (за поддержку его фигурантов выступал Пономарев) лежит провокация. По словам журналиста, группу собрал и сделал экстремистской сотрудник правоохранительных органов. Путин ответил, что ему не докладывали об этом деле. «Надо посмотреть. То есть вы говорите, что они там гапоновщиной какой-то занимались. Я вообще первый раз об этом слышу, я посмотрю», — сказал президент.

Кроме того, Федотов заявил о необходимости усовершенствования самого закона о митингах. По словам главы СПЧ, нужно создавать культуру свободы собраний «без казачьих нагаек и провокаций». Президент ответил, что какие-то корректировки в законе возможны. «Надо только подумать и взвешенное решение принять», — заявил Путин.