Попытался поцеловать, а я его вытолкала: актриса Наталья Варлей описала случай, произошедший с режиссером Леонидом Гайдаем на съемках «Кавказской пленницы», в своей автобиографической книге «Канатоходка», недавно вышедшей в свет.

Этот эпизод перепечатали российские СМИ, сделав акцент на том, что и в Советском Союзе были скандалы с домогательствами. Он напоминает сцену из все той же «Кавказской пленницы», когда товарищ Саахов с цветами, шампанским и фруктами заходит в комнату, где томится спортсменка и комсомолка. А потом выходит.

— Обидно, ну ничего не сделал, только вошел!

— Молодая еще, капризная.

— Какой капризная, слушай, хулиганка!

Как пишет Варлей, во время съемок знаменитой комедии группа отмечала день рождения Александра Демьяненко. Потом Леонид Гайдай проводил актрису до гостиницы и неожиданно зашел в ее номер. И вот что было дальше:

«И мы сели — я на краешек стула, а Леонид Иович в кресло у окна — напротив. Ситуация была более чем неловкая... Леонид Иович поднялся с кресла и пошел к выходу, я двинулась, чтобы закрыть за ним дверь. Но Гайдай неожиданно сам закрыл ее изнутри, повернулся и попытался меня поцеловать. Я была девушка цирковая, сильная, с моментальной реакцией, поэтому в одну секунду я Гайдая не только оттолкнула, но и вытолкала из номера».

Эту цитату, как и другие отрывки из книги, опубликовала «Комсомольская правда». Но именно рассказ о попытке поцелуя массово процитировали другие СМИ. С такой подачей, что мы не хуже Америки. У нас тоже были свои Вайнштейны, которые домогались актрис, и теперь спустя десятки лет Наталья Варлей нашла силы признаться — MeToo. Реакцию прокомментировал народный артист России Евгений Стеблов:

Евгений Стеблов народный артист России «У нас свои традиции, свое отношение к женщине и женщины к мужчине. Какие там могут быть домогательства? Вообще, о чем речь? Просто проводил, и все, господи, и что? Без всякого смысла такого, который можно там усмотреть, какой-то сомнительный. Ничего в этом нет, господи. Потом, Наташу я знаю... Наташа не тот человек, который может отреагировать на домогательства».

Возможно, когда советские мужчина и женщина после веселого дня рождения оказались в одном номере, то со стороны первого нет ничего необычного в попытке поцелуя. Со стороны второй дать отпор — тоже нормальная реакция. На следующий день, как пишет Варлей, режиссер старался не смотреть в ее сторону.

Но в целом эпизод никак не отразился на дружеских отношениях режиссера и актрисы, как и на ее дальнейшей карьере. Другое дело, если бы мастер комедии, после того как ему отказали, вернулся бы и продолжил действовать.… Но есть важная деталь — актриса заперла дверь на ключ.