«Не надо насиловать великий русский язык». Как снизили срок ареста Льву Пономареву
Блестящие речи адвокатов и письмо Москальковой не помогли отменить арест 77-летнего правозащитника. Мосгорсуд признал, что ему назначено «чрезмерно суровое наказание», но не отменил его, а лишь уменьшил с 25 до 16 суток
Читать на полной версииЛьву Пономареву придется провести в спецприемнике для административно задержанных 16 суток вместо 25. Такое решение принял Мосгорсуд, частично удовлетворив апелляционные жалобы семерых защитников 77-летнего правозащитника.
Поддержать Льва Пономарева в суд приехали около четырех десятков социально активных граждан. Большинство были людьми среднего и пенсионного возраста. Поскольку маленький зал в апелляционном корпусе вместил не больше десятка желающих, людям пришлось идти на трансляцию в основное здание Мосгорсуда.
Интересы 77-летнего Льва Пономарева представляла команда семерых защитников во главе с самым известным адвокатом страны Генри Резником. Первый вице-президент адвокатской палаты Москвы, который вошел в новый состав Совета по правам человека при президенте России, в суде блеснул яркой речью.
Адвокат просил отменить решение Тверского суда Москвы от 5 декабря. Тогда районная инстанция признала Льва Пономарева виновным в повторном нарушении установленного порядка организации либо проведения акции (ч. 8 ст. 20.2 КоАП) и назначила ему 25 суток административного ареста.
Согласно материалам дела, 28 октября Пономарев организовал на Лубянской площади проведение несанкционированной акции «За наших и ваших детей». Она была устроена в поддержку фигурантов дела «Нового величия» и антифашистов из дела «Сеть». При этом, как указал в своем решении районный суд, призыв выйти на несогласованное властями шествие правозащитник выложил на своей странице в Facebook. 17 человек по итогам акции задержали.
В июле Пономарев уже был оштрафован на 10 тысяч рублей за одиночный пикет в поддержку двух фигуранток дела «Нового величия» — 19-летней Марии Дубовик и 18-летней Анны Павликовой.
«Прогулка без плакатов и лозунгов»
Генри Резник утверждал, что его подзащитный не выкладывал в соцсети никаких призывов, а лишь перепостил сообщение других четверых организаторов мероприятия. В нем они проинформировали людей об отказе властей разрешить шествие от Тургеневской площади до Лубянской, при этом указав, что «значительное число» граждан все же намерены приехать на Лубянку, чтобы выйти на «прогулку без плакатов и лозунгов».
В такой форме акция будет совершенно законной, информировали граждан организаторы. Говоря о действиях Пономарева, Резник отметил, что тот высказал свое мнение. «Он поставил в известность [граждан], что есть такой пост. Больше додумывать нечего, призывов Пономарева выходить куда-то, как и в самом посте, нет. Не надо насиловать великий русский язык», — указал защитник.
Резник назвал решение судьи Тверского суда Дмитрия Гордеева «незаконным, аморальным и позорным». «Это решение должно быть отменено!» — подчеркнул он. По его мнению, суд принял его без учета возраста, здоровья и заслуг Пономарева.
Резник сказал, что увидел в решении «техническую ошибку». «Тут пропущена частица «не», — сказал он. По его мнению, если бы суд указал, что он «не учитывает» все вышеназванные моменты, то «это бы соответствовало действительности».
«Позор судебной системы»
В завершение своей речи адвокат назвал Пономарева выдающимся отечественным правозащитником, который свыше 30 лет занимается своей деятельностью, возглавляет известные правозащитные организации, был депутатом Верховного совета РСФСР и Госдумы первого созыва.
Шестеро других защитников обратили внимание суда второй инстанции на то, что люди (по сведениям очевидцев, до 500 человек) приехали на Лубянскую площадь с 14 до 16 часов 28 октября без плакатов, транспарантов, других средств наглядной агитации и звукоусиливающей аппаратуры.
По мнению юристов, все это можно расценивать как собрание, для которого не требуется разрешение. «Дело должно быть прекращено за отсутствием состава и события административного правонарушения!» — высказал общее мнение общественный защитник Пономарева Олег Еланчик. Другие защитники назвали дело политически мотивированным, «позором всей судебной системы» в отношении «пожилого человека и достойного члена общества».
Мнение правозащитника
Сам Лев Пономарев, который выглядел довольно бодро, попытался объяснить судье, почему он разместил на своей странице чужую информацию. По его словам, зная, что многие люди собирались прийти на демонстрацию, он хотел предупредить, что ее как таковой не будет, дабы избежать задержаний. «Я оповестил читателей моей стены, рассылки, сообщение казалось мне интересным и важным, — сказал он. — Я хотел предупредить граждан, что демонстрации не будет, и поэтому перепостил заявление родителей».
Также правозащитник рассказал, почему акция планировалась именно на Лубянской площади, напротив здания ФСБ. Он отметил, что «последовательно» выступает в защиту фигурантов дела «Сеть» и «Новое величие». «Оба дела, на мой взгляд, сфабрикованы спецслужбами, и в большей степени ФСБ», — сказал он.
В том, что ему назначили на пять суток меньше максимального наказания (30 суток ареста), Пономарев также усмотрел происки спецслужбы. «То, что происходит со мной, и почти максимальный срок [наказания], что мне дали, это говорит о том, что ФСБ боится, что граждане будут проводить собрания. Это же катастрофа для власти, чтобы две тысячи человек стояли у здания ФСБ! Как это можно допустить?» — задал он риторический вопрос.
В суде второй инстанции было зачитано обращение уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой. Она просила Мосгорсуд пересмотреть постановление Тверского суда. «Считаю данное наказание несоразмерным и не учитывающим всех обстоятельств дела, в частности преклонный возраст, наличие болезней, род общественной деятельности», — говорилось в нем.
Кстати, под конец процесса в суд приехал предшественник Москальковой Владимир Лукин. Он вошел в зал перед оглашением решения и беседовал с Пономаревым, как с другом.
Чтобы вынести решение, судье Анне Селиверстовой потребовалось больше часа. Она отвергла доводы защиты и пришла к выводу, что правозащитник «проводил публичную агитацию». В ее решении говорилось, что у суда нет сведений о наличии у Пономарева заболеваний, которые препятствуют назначению ему наказания в виде административного ареста. «Доводы стороны защиты не содержали правовых аргументов, влекущих отмену решения», — гласил судебный акт.
При этом судья нашла «заслуживающим внимания» довод защиты о том, что «Пономареву назначено чрезмерно суровое наказание». Она посчитала его «несоразмерным» совершенному правонарушению. Однако не заменила его штрафом (ч. 8 ст. 20. 2 КоАП также предусматривает для граждан помимо ареста наказание в виде штрафа от 150 тысяч до 300 тысяч рублей или обязательные работы), а лишь уменьшила административный арест с 25 до 16 суток. Таким образом, спецприемник для административно задержанных правозащитник покинет лишь утром 20 декабря.