Театральные пассажи Лукашенко
Белорусский президент поспорил с Владимиром Путиным, а потом извинился. Минск недоволен ценами на газ. При этом оба лидера упоминали, что через шесть лет в Евразийском союзе должен появиться единый энергорынок. Но появится ли?
Читать на полной версииАлександр Лукашенко, без преувеличения, великий политик — на повышенных тонах поспорил с Владимиром Путиным. Это произошло на саммите ЕАЭС в Санкт-Петербурге. По лицу белорусского президента было видно, что он страшно недоволен, что братская Москва просто грабит братский Минск.
А потом был закрытый разговор с Путиным. И после него Лукашенко, примирительно улыбаясь, рассказал журналистам, что извинился перед российским президентом. И было у них такое бурное объяснение, что «вам лучше не слышать». Но суть от этих актерских пассажей не изменилась.
В прошлом году Белоруссия платила 141 доллар за тысячу кубометров российского газа. Лукашенко такая цена не устраивала, и после долгих переговоров условились на 130 долларах. Сейчас, как сказал Путин, уже 129, а в следующем году будет 127. И это в два раза ниже, чем для той же Германии.
Но Александр Григорьевич хочет получать топливо по внутренним российским ценам, у нас же Таможенный союз, ЕАЭС и прочее. Хотя России продавать газ по 70 долларов, как требует Лукашенко, — это все равно, что подарить Белоруссии наше «национальное достояние». Тем более этот рынок и так не очень рентабелен, замечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.
Но если через шесть лет у Евразийского союза действительно будет единый энергетический рынок, то вполне вероятно, что цена на газ просто повысится. Это будет единая высокая для всех стран ЕАЭС стоимость голубого топлива. Тогда его российские производители смогут заработать и, например, что-то компенсировать внутренним потребителям.
Правда, тогда Лукашенко потребует, чтобы компенсировали и белорусским потребителям, и грампластинка заведется по новой. Поэтому вполне возможно, что никакого единого энергорынка не будет. Собственно, Владимир Путин в споре с Лукашенко сказал, что экономики стран для этого недостаточно интегрированы.
Самый же вероятный сценарий, что Лукашенко и дальше будет требовать преференций и время от времени их получать. А у белорусского президента масса требований. Например, страны ЕАЭС собирают ввозные пошлины с тех, кто ко всем нам привозит какие-то товары. Эти пошлины потом распределяются по бюджетам всех государств по принципу: кто сколько импортировал, тот столько и получил. Но Белоруссия считает себя обиженной и требует пересмотреть принцип.
Или поставки сельхозпродуктов, которые Россия неоправданно, по мнению Лукашенко, время от времени приостанавливает. При этом он не упоминает, что белорусский рынок для наших аграриев вообще закрыт. А если мы снизим для белорусов цены на топливо, то наша продукция станет еще менее конкурентоспособной. Экономические союзы вообще не строятся по принципу «сначала съедим твое, а потом каждый свое». Это все понимают, поэтому не очень-то и строят.