Обновлено в 21:00

Власти Франции могут объявить режим чрезвычайного положения. Такую возможность 2 декабря обсудят президент, премьер и министр внутренних дел, заявил представитель правительства Бенджамин Гриво.

Массовые акции «желтых жилетов» продолжаются уже более двух недель. В субботу, 1 декабря, манифестация носила беспрецедентный характер. Акции проходили почти по всей стране, а на улицы Парижа вышло до 5,5 тысячи активистов. В столице в столкновениях с полицией пострадало более 130 человек, задержано более 400 митингующих.

С подробностями из Парижа — французский писатель и журналист Виктор Лупан:

— То, что произошло вчера вечером, это уже даже не демонстрация, это своего рода бунт. Даже начали говорить, что это похоже на начало гражданской войны. Районы, где это происходило, очень фешенебельные, там стоят красивые машины и так далее, и все это было разнесено вчера, полиция была просто в шоке. Были кадры, как избивают полицейских. Страшно еще то, что профсоюзы полицейских требуют, чтобы армия начала заниматься этим делом. Причем то, что вы видите в Париже, в провинции происходит то же самое, по всей Франции, и эти люди не успокоятся, они уже объявили, что в следующую субботу они опять вернутся. СМИ пытаются сказать, что протестующих все меньше и меньше, а на самом деле протест все сильнее и сильнее. Это какой-то заколдованный круг, я не знаю, как власти из него выйдут, потому что власти не хотят уступать, а разговаривать им не с кем, потому что нет лидеров у этого движения.

— Если все-таки введут режим чрезвычайного положения, что это будет означать?

— Это будет очень трудно сделать. История Франции — это история революций. Их поставить по стойке смирно очень сложно.

— Эту вакханалию возможно остановить сейчас?

— Нет, невозможно, потому что это началось с цен на дизельное топливо для машин, но это был просто повод. На самом деле людей просто достали.

—Триумфальную арку действительно повредили?

— Они написали на ней «Желтые жилеты победят!» Но они сожгли несколько зданий и, думаю, сотни машин. Один парень при смерти, сотни побитых, десятки полицейских, которые тоже лежат в больнице.

Участники беспорядков раскрасили из баллончиков с краской бюст на Триумфальной арке, разбили несколько статуй в помещениях исторического памятника и разгромили расположенный внутри арки музей. Сегодня Триумфальная арка из-за повреждений закрыта для туристов.

Президент Франции Эммануэль Макрон попросил премьер-министра страны Эдуара Филиппа встретиться с главами политических партий и представителями «желтых жилетов» для разрешения кризиса. Об этом сообщает Agence France-Presse.

В Елисейском дворце подчеркнули, что эта инициатива отвечает «стремлению властей вести диалог». Но если и договариваться, то с кем, и в какой ситуации сейчас находится французский президент?

Александр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО «Понятно, что это пока самый серьезный внутриполитический кризис за его президентство. Безусловно, кто-то из внутриполитических противников может воспользоваться сложившейся ситуацией. Это движение, с одной стороны, сетевое, спонтанное, с другой стороны, у него есть некие протестные узлы, которые каким-то образом координируют это в режиме реального времени и могут, безусловно, воспользоваться результатом. Пока позиции сторон не слишком прояснились, мы не понимаем, кто будет говорить от имени «желтых жилетов». Макрон, я думаю, отчасти преследует цель налаживать диалог, засветить этих лидеров, чтобы понять, а с кем вести этот диалог. Если бы он просто сказал «нет, давайте отыграем обратно, не будет повышения», политик не может себе этого позволить. Поэтому он пытается, с одной стороны, прослыть ответственным политиком, с другой стороны, не испортить отношения с патронатом, с бизнесом».

Глава Национального профсоюза отельеров и рестораторов Марсель Бенезе заявил, что из-за протестов гостиницы Парижа могут потерять половину своих бронирований. «Многие люди раньше времени освобождают номера, чтобы уехать в Лондон, в Германию или в Испанию», — сказал он. В то же время, по словам Бенезе, в выигрыше такие платформы, как Amazon, поскольку французы из-за отсутствия доступа к магазинам стали делать больше покупок к предстоящим праздникам в интернете.