Как военное положение отразится на торговле России и Украины и поставках топлива?
Товарооборот двух стран, по данным Центра международной торговли Москвы, за девять месяцев этого года составил почти 11 млрд долларов
Читать на полной версииВодитель Сергей возит различное оборудование из России в Италию транзитом через Украину. Последний раз границу проезжал 28 ноября. Военное положение в тот день там уже ввели, и появились первые сведения о том, что украинские таможенники не пускают в страну россиян. У Сергея никаких проблем не возникло. Правда, он не въезжал в страну, а выезжал из нее.
— Никаких там нет проблем. Больше жути нагоняют, и все.
— В последний раз когда вы проезжали через эти пункты?
— Вчера, мы переходили границу Западной Украины в Венгрию.
В распоряжении Business FM есть расчеты Центра международной торговли Москвы на основе данных таможенной службы. Товарооборот России и Украины за девять месяцев этого года составил почти 11 млрд долларов. Большая часть этой суммы — российский экспорт. Главная статья — минеральные продукты, в основном топливо, а с Украины везут в первую очередь металлы.
По сравнению с тем же периодом прошлого года товарооборот вырос почти на 2 млрд долларов, и вряд нынешние события изменят картину. Тем более что пока ничего и не изменилось. По данным Business FM, военное положение никак не сказалось на железнодорожных грузоперевозках. Об автомобильных рассказывает президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Евгений Москвичев:
Евгений Москвичев президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «Между Россией и Украиной как осуществлялись, так и осуществляются международные перевозки. Как работали, так и работаем. Пока ничего нет. Между Россией и Украиной безразрешительная система: украинские перевозчики, автомобилисты-международники возят в Россию, российские возят на Украину, и российские транзитом ездят через Украину. Пока все хорошо. Не каркайте, все хорошо... Извините за это слово. Автомобилисты в политику не играют».
Ключевой вопрос, конечно, поставки на Украину топлива, без которого военная техника не поедет. Украинские СМИ, как и российские, тоже любят писать о том, что страна сидит на нефтяной игле, только они имеют в виду зависимость Киева от поставок российского бензина и дизеля. Причем точных данных нет, но в Киеве звучат оценки, согласно которым Украина зависит от российского горючего на 60%. А российская статистика говорит, что в этом году поставки российского топлива на Украину растут.
Еще украинские СМИ любят писать, что эти поставки связаны с украинским политиком Виктором Медведчуком, который поддерживает хорошие отношения с Москвой. Но доказательств нет, говорит директор киевского Института энергетических стратегий Дмитрий Марунич:
Дмитрий Марунич директор киевского Института энергетических стратегий «Я не видел и не знаю ни одного документально подтвержденного факта, который бы свидетельствовал о том, что Медведчук причастен каким-то образом к поставкам. Сам он официально это все отвергает, заявляет, что вообще у него нет никакого бизнеса как у политика. У семьи есть какой-то бизнес, но разговоры о том, топливный он или нетопливный, всегда пресекались».
Небольшие объемы топлива идут на Украину из Литвы и Польши, значительная часть — из Белоруссии. Лукавство в том, что своей нефти Белоруссия добывает крайне мало. Энергоносители она получает из России, перерабатывает и экспортирует — в основном на Украину, зарабатывая для себя валюту. Поэтому в силах России в крайнем случае эти потоки остановить, и тем более прямые поставки. Кстати, это уже не раз происходило, в том числе во время острой фазы войны на юго-востоке. Дальнейший сценарий тоже известен: в какой-то момент Украина устает воевать и возвращается к своим привычным делам — сеет и собирает урожай. И тогда Россия снова открывает кран.